Мировая экономика Статьи по мировой экономике
  Новости
  Классические статьи по экономике
  Деньги
  Золото
  Нефть (ресурсы)
  США
  Демократия
  Ближний Восток
  Китай
  СССР и Россия
  Евросоюз
  Югославия
  Третий Мир
  Сельское хозяйство
  Производство
  Социальные вопросы экономики
  Образование
  Современная экономика
  Проблемы современной экономики
  Экономическая карта мира.
  Геополитика
  Государство
  Экономика будущего
  Наука
  Энергетика
  Международные фонды
  Всемирная торговая организация
  Катастрофы
  Терроризм
  Религия, Идеология, Мораль
  История
  Словарь терминов

Опрос
На Ваш взгляд Украина должна интегрироваться с
Евросоюзом
Россией
Или играть в "независимость" на транзитных потоках


Результаты

Спонсор проекта:
www.svetodiody.com.ua

  

Образование >> Болонский процесс >> Мифы о Болонском процессе

Мифы о Болонском процессе

Что такое Болонский процесс? Могу побиться об заклад: дать объективный и полный ответ на этот вопрос на основе обнародованной информации в России и Украине невозможно.

Болонская декларация была, как известно, подписана 19 июня 1999 г. министрами образования большинства европейских стран, и первые статьи украинских ученых о ней появились не сразу, а через три года, когда организаторы процесса «активизировали» руководителей системы образования России, Украины и других государств присоединиться к Болонскому процессу.

Первые статьи украинских ученых, касающиеся этой темы, были мифологизированы умеренно — утверждалось только то, что «наиболее интересным и перспективным процессом во всемирном высшем образовании является так называемый Болонский процесс...». Это преувеличение уравновешивалось тщательным изложением того, что речь идет о сугубо европейской декларации по поводу согласования систем дипломов, создания благоприятных условий для обмена студентами и научными работниками и построения объединенного европейского пространства высшего образования.

В дальнейшем уровень мифологизации Болонского процесса стремительно рос, а лидерами в этом неосознанном его участниками соревновании выступали министры образования. Так, министры России и Украины факт подписания декларации в своих публичных выступлениях пытались подать как нечто чрезвычайное и почти историческое.

Кандидат на «почетное» первое место среди «болонских» мифов — утверждение, что в образовательной сфере Европы нет ничего важнее Болонского процесса. Знакомство со многими зарубежными источниками не дает оснований для подтверждения подобного тезиса о концентрации европейцами финансовых и человеческих ресурсов на проблеме полной реструктуризации высшей школы и построении «общеевропейской системы высшего образования со взаимным признанием дипломов». Термин «Болонский процесс» используется тем реже, чем крупнее европейское государство и чем старше и более развита в нем система высшего образования. Более популярен он в тех небольших периферийных странах, которые имели слабо развитые связи с ведущими государствами Европы и надеялись на «болонском» пути получить значительные дивиденды по облегчению и расширению обменов в образовательно-научной сфере, заимствованию и внедрению лучшего европейского опыта и т.д.

Определенное значение имеет и уровень централизации управления высшим образованием: если он высок, «болонская» тема звучит громче. И это тоже понятно, ведь изначально Болонский процесс был инициирован министрами образования с привлечением межправительственных международных образовательных организаций типа ЮНЕСКО, Европейского центра по высшему образованию в Бухаресте, образовательной комиссии Совета Европы и пр. После этого министры начали и продолжают считать вопросы Болонского процесса «своими».

Следовательно, в глазах «европейского образовательного сообщества» Болонский процесс является интересным, но далеко не первостепенным делом. Особенно очевидно данное утверждение в том случае, если взглянуть на события с финансовой точки зрения, проанализировав движение крупных средств, идущих на образовательные программы и инновации.

Львиная часть средств, расходуемых в Западной Европе в секторе высшего образования, принадлежит образовательному управлению Европейского Союза. Эта организация уже много лет создает и усовершенствует собственные программы образовательных обменов и развития высшего образования за счет взаимодействия, кооперации и сотрудничества. Накоплена большая база данных, сформированы тесно связанные группы исполнителей во всех заинтересованных странах, поэтому ежегодные передвижения десятков тысяч студентов происходят по налаженной схеме и с соблюдением всех необходимых формальностей. Все это было сделано задолго до появления Болонской декларации, которая, на наш взгляд, почти на повлияла на программы поддержки образовательно-научной мобильности в Европейском Союзе.

Доказательства в пользу указанного вывода легко найти в основном образовательном информационном органе ЕС — журнале Le Magazine (№24, 2004). Болонский процесс в нем упоминается всего лишь один раз — сообщается, что органы Евросоюза впервые организовали в Брюсселе двухдневный европейский семинар для «исполнителей» Болонского процесса из 40 стран, где участники обменивались опытом образовательных реформ. Обратите внимание — это «впервые» произошло через целых пять лет после начала Болонского процесса.

Чем же Европейский Союз проникается по-настоящему, а не декларативно-информационно?

Зоны высокой экономически-образовательной активности руководства ЕС концентрируются вовсе не на Болонском процессе, а на развитии естественных и инженерных наук и высоких технологий. Лидеры Европы осознают необходимость повышения конкурентоспособности своих стран в соревновании со США и Японией в сфере создания и использования сверхвысоких технологий, опирающихся на развитие нано- и фемтонаук. Именно поэтому ЕС в начале нового века вложил значительные средства в анализ своего кадрового потенциала в этой сфере, осуществив перепись всех научных работников и инженеров и проанализировав их креативные возможности. Часть собранных данных вошла в большой справочник о «научной» Европе.

Еще одно доказательство интереса ЕС именно к точным наукам — подписание по инициативе Франции 29 июня 2005 года соглашения о том, что необходимо срочно строительство на ее территории интернационального термоядерного реактора (ІТЕР-а). Правительства ведущих стран признали — в дальнейшем нельзя прогибаться под давлением нефтегазовых монополий и пора начать полное освобождение человечества от каких-либо энергетических проблем. Это событие — начало совершенно новой эры в существовании человечества, эры постоянного развития и ликвидации всех экологических угроз. Как вы думаете, почему о ней ничего не пишут?

В отличие от ведущих государств Европейского Союза, в Украине сложилась ситуация акцентированного интереса к Болонскому процессу, оценка которого за последние два года достигла утверждения, что он является высочайшим европейским образовательным приоритетом. К сожалению, это утверждение не соответствует реальности, искажает оценку и восприятие процесса, порождает много необоснованных надежд.

Вторым фундаментальным «болонским» мифом является распространенное в научной прессе и средствах массовой информации предположение, что Болонский процесс касается всего европейского высшего образования.

Между тем этот процесс был начат по инициативе ректоров ведущих классических университетов, подписавших известную хартию и заботящихся прежде всего о сохранении своего привилегированного положения в системах образования стран Западной Европы. Они считают своими соперниками учебные заведения из системы высшего профессионального образования, контингент которых очень быстро рос накануне начала Болонского процесса. Только в последние два года в рамках процесса заметны признаки того, что его организаторы признали очевидность — настало время по крайней мере исследовать деятельность сектора высшего профессионального образования, присуждающего так называемые профессионализированные дипломы типа «В» (это обозначение введено в обращение усилиями ЮНЕСКО после принятия в 1997 году новой Международной стандартной классификации образования — МСКО). До этого момента вся деятельность участников «Болонского клуба» игнорировала существование этих дипломов и концентрировалась вокруг согласования в их странах работы только тех университетов, которые присуждают академические дипломы типа «А».

Дадим небольшие объяснения по поводу дипломов «А» и «В».

Во второй половине ХХ века в развитых странах в разное время происходил переход от элитарного высшего образования, которое столетиями давали почти исключительно классические университеты, сперва к массовому, а позже — к общему. Даже в богатых странах не хватило средств для качественного обучения большей части молодежи по традиционным долгосрочным университетским программам. Затем возникло острое противоречие между потребностями рынков труда и тем, что им предлагали системы образования, между объемами образовательных бюджетов и тем, что было необходимо для обучения всей молодежи в университетах в течение 5—6 лет. Для разрешения этого противоречия и включения в процесс высшего образования малоспособной к академической учебе молодежи развитые страны применяют два главных средства:

1) Создание неуниверситетских высших школ с очень профессионализированными программами обучения (или подобных по задачам отделений в университетах).

2) Максимальное сокращение срока обучения по этим программам за счет ориентации подготовленных на них лиц на практическую, а не на аналитическую деятельность.

Есть еще одна важная тенденция, связанная с появлением дипломов типа «В». Почти все страны ЕС ликвидировали у себя традиционное профессионально-техническое образование и пытаются дать сперва среднее специальное, а позже — высшее профессиональное образование практически всей молодежи возрастной группы 16—23 лет. В большинстве стран — участников Болонского процесса высшее профессиональное образование по своим контингентам превышает сектор университетского образования, а роль в экономике выпускников с дипломами типа «В» постоянно растет. Именно это обстоятельство и заставляет ставить вопрос о распространении Болонского процесса и на профессиональный сектор европейского высшего образования.

Третьим мифом из «болонской» серии является уже упомянутое убеждение по поводу ориентации всего процесса на создание интегрированной и унифицированной системы высшего образования всей Европы, где передвижение студентов и научных работников будет чуть ли не автоматическим, поскольку все дипломы будут одинаковыми и будут признаваться во всех странах. В действительности же с самого начала речь шла о согласовании («гармонизации») только второстепенных и сугубо структурных аспектов учебного процесса части заведений, предлагающих студентам долгосрочные программы обучения, которые можно разделить на две части — бакалаврскую и магистерскую. В Болонской декларации содержатся рекомендации относительно продолжительности обеих стадий, принятия нового законодательства для ликвидации препятствий обменам студентами и пр., но ничего не говорится об обязательности выработки общих для всей Европы учебных планов по соответствующим дисциплинам и полной унификации учебных программ подготовки специалистов одинакового профиля.

Следующий миф — убеждение в том, что кредиты, модули и рейтинговое оценивание являются магическими средствами унификации образовательных систем с одновременным значительным повышением качества дипломов. Да очевидно — в случае сугубо формальной замены одних (астрономических часов) единиц измерения учебной работы студентов на другие (зачетные единицы, кредиты или что-нибудь другое) изменения будут так же несущественны, как переход в измерении роста новорожденных, детей и взрослых с сантиметров на дюймы.

Еще один миф — убежденность в том, что именно Болонский процесс станет магистральным путем оценивания и обеспечения качества европейского высшего образования. И здесь ознакомление со сделанным свидетельствует о том, что его участники «начали изучать этот вопрос» и искать деньги на небольшие по объему научно-практические программы анализа практики аккредитации университетов в разных странах Европы и сравнения рыночной стоимости их дипломов. На наш взгляд, частично эту тему еще лет двадцать тому назад почти исчерпали голландцы, создав удачный вариант общественно-государственного перманентного контроля качества работы вузов, который в 90-х годах поочередно стали вводить у себя все больше и больше европейских стран.

Вероятно, наиболее положительным аспектом Болонского процесса может стать образовательное сближение и объединение государств Европейского Союза и других стран, присоединившихся к нему в дальнейшем. Речь идет прежде всего о создании принципиально новой атмосферы открытости и сотрудничества всех европейских стран в такой чувствительной к националистическим проявлениям сфере, какой является высшее образование. Реальная интеграция Европы невозможна без определенного уровня интеграции образования и объединения возможностей научно-преподавательского персонала высших школ всех стран континента.

 

http://www.zn.ua/3000/3300/51424/

 














  


 
 [ главная Сборник статей по экономике Игоря Аверина © 2006-2009  [ вверх
© Все права НЕ защищены. При частичной или полной перепечатке материалов,
ссылка на "www.economics.kiev.ua" желательна.
Яндекс.Метрика