Мировая экономика Статьи по мировой экономике
  Новости
  Классические статьи по экономике
  Деньги
  Золото
  Нефть (ресурсы)
  США
  Демократия
  Ближний Восток
  Китай
  СССР и Россия
  Евросоюз
  Югославия
  Третий Мир
  Сельское хозяйство
  Производство
  Социальные вопросы экономики
  Образование
  Современная экономика
  Проблемы современной экономики
  Экономическая карта мира.
  Геополитика
  Государство
  Экономика будущего
  Наука
  Энергетика
  Международные фонды
  Всемирная торговая организация
  Катастрофы
  Терроризм
  Религия, Идеология, Мораль
  История
  Словарь терминов

Опрос
На Ваш взгляд Украина должна интегрироваться с
Евросоюзом
Россией
Или играть в "независимость" на транзитных потоках


Результаты

Спонсор проекта:
www.svetodiody.com.ua

  

Образование >> Образование в Украине >> На что будет опираться шестой технологический уклад нашей экономики?

На что будет опираться шестой технологический уклад нашей экономики?

Два года назад газета «Зеркало недели» опубликовала отчет о круглом столе по вопросам физико-математического образования в Украине. Тогда участники мероприятия — ученые, преподаватели высших учебных заведений, школьные учителя — с тревогой говорили о состоянии дел в этой сфере. На имя высших руководителей государства было направлено обращение, в котором очерчивались основные проблемы и предлагались возможные пути их решения. Что же изменилось с того времени?

Организаторы круглого стола получили формальный ответ на свое обращение от Министерства образования и науки. Общий тон ответа: мы обо всем знаем, работаем, все будет хорошо.

Между тем в нынешнем году в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко произошел беспрецедентный случай: сразу три факультета — физический, радиофизический и механико-математический — не смогли набрать плановое количество студентов на первый курс. И это при том, что сотрудники названных факультетов, как и ранее, проводят активную профориентационную работу, а выпускники легко находят места на рынке труда с оплатой 500 у.е. и выше.

К сожалению, Киевский университет не стал исключением. Аналогичная ситуация — на факультетах физического профиля Харьковского национального университета им. В.Каразина. Целый ряд других, менее известных и престижных университетов столкнулись с аналогичными проблемами еще раньше.

Можно, конечно, поговорить о неблагоприятной демографической ситуации. Но она же не привела к уменьшению конкурса, например, на юридический или экономический факультеты или в институт международных отношений.

Причина этих проблем, по нашему мнению, состоит в том, что на сегодняшний день в массовой школе образование по физике разрушено, а по математике — находится на стадии разрушения. И об этом свидетельствует много фактов. Так, по результатам «нулевых» контрольных работ, проведенных на первом курсе радиофизического факультета, получили неудовлетворительные оценки по школьной математике до 80% выпускников массовых (неспециализированных) школ. На олимпиаде по физике в г. Киеве зимой 2007 года среди учеников 11-х классов свыше трети от максимального количества баллов на теоретическом туре получили только около 20% участников, а среди учеников 10-х классов — немногим более 10%. Во многих школах, в том числе в г. Киеве, физика фактически не преподается вообще. На пробном тестировании по физике, проведенном весной этого года в г. Харькове, средний балл составлял 13 по 50-балльной шкале (удовлетворительная оценка начинается с 21 балла).

О тестировании хочется сказать отдельно. Как засвидетельствовали вступительные экзамены на механико-математический факультет и факультет кибернетики КНУ, абитуриенты преимущественно не подтвердили уровень оценок по математике, выставленных по результатам независимого тестирования. Поэтому если в следующем году, как утверждает министр образования и науки С.Ни­колаенко, действительно все университеты страны вынуждены будут набирать студентов только по результатам независимого тестирования, качество такого набора вызывает большие сомнения.

В результате имеем то, что выпускники школы плохо знают математику, почти не знают физику, боятся этих наук, изучение которых в самом деле требует соответствующих способностей, немалых усилий, и не хотят связывать с ними свою жизнь.

Конечно, такие проблемы существуют не только в Украине. Подтверждение тому — непрерывный поток обращений со стороны зарубежных университетов и других научных учреждений с просьбами дать студентов, аспирантов и сотрудников. Но, например, правительство США, осознав указанные обстоятельства, добилось сейчас того, что зарплата выпускников университетов — магистров естественных и физико-математических наук на треть выше, чем зарплата магистров других специальностей.

Не хочется в который раз повторять общеизвестные вещи, но приходится. Как раз физико-математические науки служат основой научно-технического прогресса, в частности и в области информационных технологий. Да, шестой технологический уклад мировой экономики, который начался в середине 90-х годов, будет опираться «на биотехнологии, нанотехнологии, фотонику, оптоэлектронику, аэрокосмическую промышленность, нетрадиционные источники энергии и пр.» (Стратегические вызовы ХХІ века обществу и экономике Украины. Под ред. В.Гееца, В.Семиноженко, Б.Кваснюка. Т.1. К., 2007). Как видим, практически все направления из этого перечня связаны с физикой.

Именно изучение математики формирует у ребенка способность к логическому мышлению, «форматирует мозг», как говорят компьютерщики. Как раз изучение физики в наибольшей мере способствует формированию научного мировоззрения. Поэтому, разрушая (или, можно сказать, уже почти разрушив) физико-математическое образование, мы лишаем наших детей полноценного будущего, обрекая их лишь на роль мирового арьергарда. Уже сейчас на наших глазах достижения современной электроники — телевидения и Интернета — используются для пропаганды средневекового невежества и мракобесия — разнообразных гороскопов и астрологических прогнозов. Неужели этого не видят люди, стоящие у государственного руля? Неужели они не понимают, что просвещенный народ нельзя купить за границей так же, как они сейчас покупают свои автомобили?

Оппоненты, опровергая нашу оценку состояния физико-математического образования в школе, могут указать, например, на успехи национальной сборной Украины на международных олимпиадах по физике. В этом году команда из пяти человек завоевала две золотые и три бронзовые медали. Действительно, система специализированных школ физико-математического профиля в нашей стране пока что существует. Но и там накопилось слишком много проблем, чтобы их можно было решить без мощной государственной поддержки. Достаточно сказать, что среди учителей физики, которые готовят хотя бы призеров Всеукраинской олимпиады, людей в возрасте до 35 лет можно сосчитать по пальцам одной руки. А кто же пойдет туда работать, если, например, зарплата директора Украинского физико-математического лицея КНУ — одной из самых мощных школ такого профиля — лишь немногим больше тысячи гривен? Поэтому если на протяжении ближайших пяти-десяти лет ситуация не изменится, Украина утратит свои позиции и здесь.

Осенью 2006 года с трибуны международного конгресса «Украинское образование в мировом контексте» министр С.Николаенко заявил, что среднее образование в нашей стране теперь строится на базе украиноведения. То, что выпускник украинской школы должен быть осведомлен в таких вопросах, вне сомнения. Но разве к этому сводится все образование? Чем человек с таким образованием будет зарабатывать себе на жизнь?

P. S. Мы не говорим здесь о мерах, которые необходимо как можно быстрее принять, чтобы спасти национальное физико-математическое образование. Перечень их достаточно полно изложен в вышеупомянутом обращении участников круглого стола по вопросам физико-математического образования к первым руководителям страны.

http://www.zn.ua/3000/3100/60919/

 














  


 
 [ главная Сборник статей по экономике Игоря Аверина © 2006-2009  [ вверх
© Все права НЕ защищены. При частичной или полной перепечатке материалов,
ссылка на "www.economics.kiev.ua" желательна.
Яндекс.Метрика