Два года назад газета «Зеркало недели» опубликовала отчет о круглом столе по вопросам физико-математического образования в Украине. Тогда участники мероприятия — ученые, преподаватели высших учебных заведений, школьные учителя — с тревогой говорили о состоянии дел в этой сфере. На имя высших руководителей государства было направлено обращение, в котором очерчивались основные проблемы и предлагались возможные пути их решения. Что же изменилось с того времени?
Организаторы круглого стола получили формальный ответ на свое обращение от Министерства образования и науки. Общий тон ответа: мы обо всем знаем, работаем, все будет хорошо.
Между тем в нынешнем году в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко произошел беспрецедентный случай: сразу три факультета — физический, радиофизический и механико-математический — не смогли набрать плановое количество студентов на первый курс. И это при том, что сотрудники названных факультетов, как и ранее, проводят активную профориентационную работу, а выпускники легко находят места на рынке труда с оплатой 500 у.е. и выше.
К сожалению, Киевский университет не стал исключением. Аналогичная ситуация — на факультетах физического профиля Харьковского национального университета им. В.Каразина. Целый ряд других, менее известных и престижных университетов столкнулись с аналогичными проблемами еще раньше.
Можно, конечно, поговорить о неблагоприятной демографической ситуации. Но она же не привела к уменьшению конкурса, например, на юридический или экономический факультеты или в институт международных отношений.
Причина этих проблем, по нашему мнению, состоит в том, что на сегодняшний день в массовой школе образование по физике разрушено, а по математике — находится на стадии разрушения. И об этом свидетельствует много фактов. Так, по результатам «нулевых» контрольных работ, проведенных на первом курсе радиофизического факультета, получили неудовлетворительные оценки по школьной математике до 80% выпускников массовых (неспециализированных) школ. На олимпиаде по физике в г. Киеве зимой 2007 года среди учеников 11-х классов свыше трети от максимального количества баллов на теоретическом туре получили только около 20% участников, а среди учеников 10-х классов — немногим более 10%. Во многих школах, в том числе в г. Киеве, физика фактически не преподается вообще. На пробном тестировании по физике, проведенном весной этого года в г. Харькове, средний балл составлял 13 по 50-балльной шкале (удовлетворительная оценка начинается с 21 балла).
О тестировании хочется сказать отдельно. Как засвидетельствовали вступительные экзамены на механико-математический факультет и факультет кибернетики КНУ, абитуриенты преимущественно не подтвердили уровень оценок по математике, выставленных по результатам независимого тестирования. Поэтому если в следующем году, как утверждает министр образования и науки С.Николаенко, действительно все университеты страны вынуждены будут набирать студентов только по результатам независимого тестирования, качество такого набора вызывает большие сомнения.
В результате имеем то, что выпускники школы плохо знают математику, почти не знают физику, боятся этих наук, изучение которых в самом деле требует соответствующих способностей, немалых усилий, и не хотят связывать с ними свою жизнь.
Конечно, такие проблемы существуют не только в Украине. Подтверждение тому — непрерывный поток обращений со стороны зарубежных университетов и других научных учреждений с просьбами дать студентов, аспирантов и сотрудников. Но, например, правительство США, осознав указанные обстоятельства, добилось сейчас того, что зарплата выпускников университетов — магистров естественных и физико-математических наук на треть выше, чем зарплата магистров других специальностей.
Не хочется в который раз повторять общеизвестные вещи, но приходится. Как раз физико-математические науки служат основой научно-технического прогресса, в частности и в области информационных технологий. Да, шестой технологический уклад мировой экономики, который начался в середине 90-х годов, будет опираться «на биотехнологии, нанотехнологии, фотонику, оптоэлектронику, аэрокосмическую промышленность, нетрадиционные источники энергии и пр.» (Стратегические вызовы ХХІ века обществу и экономике Украины. Под ред. В.Гееца, В.Семиноженко, Б.Кваснюка. Т.1. К., 2007). Как видим, практически все направления из этого перечня связаны с физикой.
Именно изучение математики формирует у ребенка способность к логическому мышлению, «форматирует мозг», как говорят компьютерщики. Как раз изучение физики в наибольшей мере способствует формированию научного мировоззрения. Поэтому, разрушая (или, можно сказать, уже почти разрушив) физико-математическое образование, мы лишаем наших детей полноценного будущего, обрекая их лишь на роль мирового арьергарда. Уже сейчас на наших глазах достижения современной электроники — телевидения и Интернета — используются для пропаганды средневекового невежества и мракобесия — разнообразных гороскопов и астрологических прогнозов. Неужели этого не видят люди, стоящие у государственного руля? Неужели они не понимают, что просвещенный народ нельзя купить за границей так же, как они сейчас покупают свои автомобили?
Оппоненты, опровергая нашу оценку состояния физико-математического образования в школе, могут указать, например, на успехи национальной сборной Украины на международных олимпиадах по физике. В этом году команда из пяти человек завоевала две золотые и три бронзовые медали. Действительно, система специализированных школ физико-математического профиля в нашей стране пока что существует. Но и там накопилось слишком много проблем, чтобы их можно было решить без мощной государственной поддержки. Достаточно сказать, что среди учителей физики, которые готовят хотя бы призеров Всеукраинской олимпиады, людей в возрасте до 35 лет можно сосчитать по пальцам одной руки. А кто же пойдет туда работать, если, например, зарплата директора Украинского физико-математического лицея КНУ — одной из самых мощных школ такого профиля — лишь немногим больше тысячи гривен? Поэтому если на протяжении ближайших пяти-десяти лет ситуация не изменится, Украина утратит свои позиции и здесь.
Осенью 2006 года с трибуны международного конгресса «Украинское образование в мировом контексте» министр С.Николаенко заявил, что среднее образование в нашей стране теперь строится на базе украиноведения. То, что выпускник украинской школы должен быть осведомлен в таких вопросах, вне сомнения. Но разве к этому сводится все образование? Чем человек с таким образованием будет зарабатывать себе на жизнь?
P. S. Мы не говорим здесь о мерах, которые необходимо как можно быстрее принять, чтобы спасти национальное физико-математическое образование. Перечень их достаточно полно изложен в вышеупомянутом обращении участников круглого стола по вопросам физико-математического образования к первым руководителям страны.
http://www.zn.ua/3000/3100/60919/