Многостороннее Агенство Гарантирования Инвестиций
Многостороннее Агенство Гарантирования Инвестиций
Основанное в 1988 году МАГИ имеет более ограниченную сферу деятельности и мандат в сравнении с МФК. МАГИ представляет собой страховую компанию, финансируемую из общественных фондов, целью деятельности которой является развитие частного сектора через предоставление гарантий против одного или более некоммерческих, или политических рисков, способных повлиять на развитие частного сектора. МАГИ распределяет политические риски по следующим категориям:
• Военные конфликты и гражданские волнения, в том числе акты саботажа и терроризма, способные оказать влияние на частные операции.
• Расторжение контракта в случае, если правительство страны не придерживается или изменяет "правила игры", нанося материальный ущерб проекту.
• Неконвертируемость валюты в случае отказа правительства разрешить кредиторам, инвесторам и спонсорам проекта переводить местную валюту согласно курсу обмена.
• Экспроприация в случае, если правительство является причиной потери спонсором проекта собственности или контроля над капиталом и имуществом.
A. Операции МАГИ
Подобно МФК, МАГИ привлекательно для частных инвесторов своими связями в правительстве благодаря членству в Группе Всемирного Банка. МАГИ не обеспечивает субсидии для развития частного бизнеса: услуги предоставляются по рыночным ценам. Независимо от повышения или снижения политического риска в конкретной стране, клиенты МАГИ не имеют права отменить свои обязательства по страхованию до окончания действия контракта. С 1988 года МАГИ были выполнены операции по 295 страховым контрактам, однако никому из клиентов агенства не пришлось забирать оговоренную сумму страховки.
МАГИ действует только с получения разрешения от правительства страны; так некоторые страны отказываются признать существование политического риска в стране и, следовательно, подписать Конвенцию МАГИ. Агентство требует встречных гарантий от стран, подписавших Конвенцию. В случае гражданских волнений в государстве Х МАГИ обязано выплатить определенную сумму пострадавшей компании, а государство Х, в свою очередь, обязана выплатить страховую компенсацию МАГИ. Агентством были установлены пределы компенсаций, выплачиваемых непосредственно самим МАГИ: 225 млн дол на страну, или не более 50 млн дол на проект.
Как и МФК, МАГИ обеспечивает набор инвестиционных и консалтинговых услуг, за предоставление которых взимается оплата на рыночной основе.
Б. Портфель МАГИ
Оценка влияния МАГИ на развитие частного сектора осуществляется на основе оценки
суммы иностранных инвестиций, обеспеченных гарантией агентства. МАГИ утверждает,
что существующий в настоящее время портфель в 3,4 млрд дол обеспечил гарантии
частным инвестициям в развивающихся странах приблизительно на сумму 20 млрд дол
(по данным на конец 1997 финансового года).
Совместно с МФК МАГИ служит предметом критики в связи с проведением большинства
операций в менее развитых и не находящихся за уровнем нищеты странах. Портфель
МАГИ распределяется по нескольким секторам, с наиболее активным участием в
гарантировании инвестиций в горно-добывающие работы, промышленность, финансовые
услуги, инфраструктуру (см Таблицу 2).
B. Корпоративная структура МАГИ
МАГИ является сравнительно небольшой организацией, включающей приблизительно 100 или менее служащих в Вашингтоне. Агентство активно привлекает персонал МФК и внешних консультантов при выполнении операций, особенно в случае экспертовэкологической и социальной сферы. Юридически МАГИ, МФК и Всемирный Банк являются различными структурами, МАГИ имеет собственный Совет Директоров, хотя и состоящий из членов Совета Всемирного Банка. Президент МАГИ, Джеймс Вулфенсон, выполняет функции президента Группы Всемирного Банка.
Г. Политики МАГИ
Недавно МАГИ были приняты информационная и экологическая политика, а также
установлено несколько экологических и социальных процедур, которые должны
применяться при выполнении любой операции по обеспечению гарантии.
Как и Всемирный Банк, МАГИ располагает политикой, в соответствии с которой
существует презумпция раскрытия информации при отсутствии объективных причин
сохранять ее конфиденциальность. Однако в случае с агентством весьма существенными
являются 2 оговорки: открытие информации общественности не должно причинять
ущерба бизнесу и интересам компании в условиях конкуренции и не должно нарушать
обязательства МАГИ по обеспечению конфиденциальности. Документы, доступные
общественности, включают:
Информация о проектах: квартальные отчеты, включающие краткий обзор проектов МАГИ; описание стандартных контрактов по предоставлению гарантий; основные ставки
Экологическая информация по проектам: Оценка воздействия на окружающую среду
(ОВОС) для проектов первой категории (А), в том числе План экологических мероприятий,
который должен быть доступен для общественности за 60 дней до одобрения проекта. В
случае отсутствия ОВОС, выполненной спонсорами проекта, МАГИ может не подписать
контракт
Годовое финансовое заявление
Постановления о деятельности
Годовой отчет
Согласно Конвенции МАГИ и Постановлениям о деятельности, большая часть информации агентства недоступна для общественности. В политике обнародования информации утверждается, что МАГИ связано жесткими обязательствами конфиденциальности в отношении информации по проектам. Более того, документация, подготовленная для Совета Директоров, в том числе предложения проектов, является конфиденциальной. Другие документы, не доступные для общественности, включают Гарантийный контракт МАГИ, оценку политического риска и юридической стороны проекта.
Таблица 2. МАГИ: портфель займов (в млн дол)
Сектор |
Портфель, конец 1999 |
Доля в портфеле МАГИ, % |
Финансовый сектор |
1554 |
42 |
Инфраструктура |
703 |
19 |
Промышленность |
555 |
15 |
Горно-добывающая деятельность |
481 |
13 |
Услуги |
185 |
5 |
Газ / нефть |
111 |
3 |
Туризм |
74 |
2 |
Сельское хозяйство |
37 |
1 |
ИТОГО |
3700 |
100 |
Источник: Годовой Отчет МАГИ 1999
В июле 1999 года, после длительного сопротивления, МАГИ была принята Политика оценки воздействия на окружающую среду, во многом напоминающая политику МФК и Всемирного Банка. В соответствии с этой политикой МАГИ обязано проводить рассмотрение экологического аспекта для определения масштабовнеобходимой ОВОС при выполнении отдельных проектов (согласно классификации Всемирного Банка /3/). Политика также требует консультирования спонсоров проекта с местным населением и неправительственными организациями. В политике существует несколько специфичных для МАГИ пунктов, которые отражают характер деятельности агентства. Например, ответственным лицом за проведение ОВОС является организация, заключающая договор с МАГИ о предоставлении гарантии, исключение составляют случаи, когда такая организация является кредитором или партнером в проекте с меньшей долей участия (менее 50% или не обладающая контролем). Иногда в МАГИ обращаются за гарантией уже после выполнения ОВОС, в этих случаях МАГИ рассматривает результаты ОВОС и рекомендации на предмет согласования деятельности организации с положениями политики. МАГИ обладает правом требования дополнительной экологической оценки, включающей консультации с общественностью и обнародование информации.
МАГИ было дано согласие следовать экологическим и социальным политикам МФК: Естественная среда обитания, Лесное хозяйство, Коренное население, Культурное наследие в случае финансирования проекта МФК, Переселение, Применение пестицидов, Безопасность дамб, Международные водные пути. Деятельность МАГИ должна осуществляться в соответствии с экологическим руководством Всемирного Банка, в том числе "Руководством по предотвращению загрязнения и сокращению воздействия на окружающую среду". Полное описание процедур МАГИ в этом отношении доступно на веб-странице агентства: http://www.miga.org.
Д. Будущее МАГИ
В ближайшее время ожидается значительное расширение операций МАГИ в связи с
растущим спросом на рынке на данный вид услуг. В настоящее время агентство просит
разрешения акционеров на увеличение основного капитала (данный запрос не был
одобрен США в связи с несогласием по некоторым пунктам касательно Всемирного
Банка).
Омбудсмен и консультант по вопросу качества деятельности МФК и МАГИ Эта должность была введена президентом Группы Всемирного Банка Джеймсом Вулфенсоном в 1998 году. Создание такой должности обязано сотрудничеству МФК, МАГИ, их акционеров, неправительственных организаций и членов делового сообщества по вопросу отчетности и качества операций МАГИ и МФК в социальной и экологической области. На данный момент омбудсмен является единственным механизмом в распоряжении граждан, испытывающих на себе отрицательное влияние проектов частного сектора.
Данная должность подразумевает выполнение двух функций. Консультант по вопросу качества деятельности обеспечивает независимые консультации и рекомендации по поводу соответствия деятельности МФК и МАГИ принятой политике и процедурам. Омбудсмен несет ответственность за работу с жалобами и претензиями граждан, пострадавших в результате осуществления проектов МФК и МАГИ. Лицо, занимающее эту должность, подотчетно только президенту Группы Всемирного Банка и, следовательно, независимо от Совета Директоров и Банковского менеджмента.
В настоящее время в ходе консультаций с неправительственными организациями, местным населением и на основе рекомендаций акционеров и Комиссии Всемирного Банкм разрабатываются процедуры деятельности омбудсмена и консультанта по вопросу качества деятельности. Временные процедуры должны быть утверждены к концу октября 1999 года. Процедуры, а также комментарии и замечания к ним будут предоставлены вниманию широкой общественности на веб-странице МФК. Постоянные процедуры должны вступить в силу в январе 2000 года.
Должность омбудсмена и консультанта по вопросам деятельности является механизмом разрешения проблем и споров и не включает в себя функции Комиссии. Неправительственные организации осуществляют лоббирование с целью расширения действия Незвасимой Комиссии на МФК и МАГИ.
Должность омбудсмена и консультанта с июня 1999 года занимает Мег Тейлор, к которой можно обратиться по адресу:
Meg Taylor
Vice President, Compliance Advisor / Ombudsman
2121 Pennsylvania Avenue
Washington, DC 20433
тел 202-458-9452
факс 202-522-7400
mtaylor@ifc.org
http://www.ifc.org
Примечания:
См руководство по применению положительных практик МФК , октябрь 1998 Приложение С к политикам деятельности МАГИ
Классификация Всемирного Банка делит проекты на 3 категории: первая (А), вторая (В), третья (С) согласно масштабу воздействия на окружающую среду. Первая категория предполагает проведение полной ОВОС, вторая категория требует проведения Экологического Анализа, третья категория не включает мер по оценке воздействия на окружающую среду
|