Мировая экономика Статьи по мировой экономике
  Новости
  Классические статьи по экономике
  Деньги
  Золото
  Нефть (ресурсы)
  США
  Демократия
  Ближний Восток
  Китай
  СССР и Россия
  Евросоюз
  Югославия
  Третий Мир
  Сельское хозяйство
  Производство
  Социальные вопросы экономики
  Образование
  Современная экономика
  Проблемы современной экономики
  Экономическая карта мира.
  Геополитика
  Государство
  Экономика будущего
  Наука
  Энергетика
  Международные фонды
  Всемирная торговая организация
  Катастрофы
  Терроризм
  Религия, Идеология, Мораль
  История
  Словарь терминов

Опрос
На Ваш взгляд Украина должна интегрироваться с
Евросоюзом
Россией
Или играть в "независимость" на транзитных потоках


Результаты

Спонсор проекта:
www.svetodiody.com.ua

  

Международные фонды >> Всемирный Банк >> Международная Финансовая Корпорация

Международная Финансовая Корпорация

МЕЖДУНАРОДНАЯ ФИНАНСОВАЯ КОРПОРАЦИЯ (IFC) И МНОГОСТОРОННЕЕ АГЕНСТВО ГАРАНТИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ (MIGA)

Международная Финансовая Корпорация (МФК) и Многостороннее Агентство Гарантирования Инвестиций (МАГИ) являются членами Группы Всемирного Банка и осуществляют операции в частном секторе. В то время как другие члены Всемирного Банка - Международный Банк Реконструкции и Развития и Международная Ассоциация Развития - имеют дело только с правительствами стран, МФК и МАГИ работают с частным бизнесом, предоставляя займы и ценные бумаги, обеспечивая техническую помощь, страхование, инвестиционные услуги. С момента основания МФК в 1956 году клиентами корпорация стали 2000 компаний в 129 странах. МАГИ считается относительно молодым членом Группы Всемирного Банка: агентство было основано в 1988 году и к настоящему моменту обеспечило гарантирование 3000 инвестиций в 52 странах.

Являясь наиболее быстро растущими агентствами Группы Всемирного Банка, МАГИ и МФК играют значительную роль в современном мире. Приток иностранных инвестиций в развивающиеся страны продолжает стремительно увеличиваться, следовательно, растущий спрос на услуги МАГИ и МФК будет повышаться и будущем.

Клиентура МФК и МАГИ, общественных структур, представлена конкурентоспособными, быстро развивающимися предприятиями частного сектора, закрытого для общественности. Этот факт объясняет трудности, испытываемые общественностью при попытке оценить и повлиять на операции МАГИ и МФК, независимо от того, какой эффект - положительный или отрицательный - они оказывают на развитие страны. В последние годы МФК сделала значительный шаг в открытии своих операций для общественности, однако остается широкое поле деятельности для усовершенствования процессов консультирования с общественностью и обнародования информации. МАГИ продолжает оставаться полностью закрытым для гражданского общества агентством.

Международная Финансовая Корпорация

МФК была основана в 1956 году с целью поддержания иностранных инвестиций, объем которых снизился после Второй Мировой войны. МФК провозглашает своей основной задачей улучшение условий жизни через экономическое развитие стран и обладает характеристиками, делающими корпорацию уникальной среди членов Всемирного Банка. Работа в частном секторе: МФК часто служит предметом критики в связи с деятельностью, обеспечивающей сходство с коммерческим банком, а не институтом мирового развития, каким признается Всемирный Банк. Однако МФК утверждает, что главной задачей корпорации является создание здорового частного сектора в развивающихся странах. МФК полагает, что без рынка, привлекающего иностранный капитал, знания и технологии, развивающиеся страны отстанут в общем процессе глобализации.

Эффект: Операции МФК должны доказать, что инвестирование операций в частном секторе развивающихся стран может быть крайне выгодным мероприятием, несмотря на обилие рисков. МФК предоставляет займы без гарантии правительства, что означает потерю корпорацией собственного капитала в случае провала проекта. Поддерживая портфель прибыльных операций с момента основания, МФК способствует экономическому росту, утверждая на рынке подход, согласно которому инвестиции в развитие могут приносить реальный доход.

Дополнительность: МФК, как общественный институт, заявляет, что корпорация не должна выходить на тот рынок, где частный сектор способен функционировать самостоятельно. Следовательно, операции МФК должны дополнять деятельность на рынке, а не вытеснять ее. Одним из средств, при помощи которых МФК достигает этой цели, является синдикация, т.е. создание общего фонда инвестиций, предоставляемых


 

несколькими частными источниками. Продолжается расширение деятельности МФК: теперь она распространяется на страны с большим количеством рисков, в которых инвесторы традиционно опасались действовать. МФК также предоставляет займы посредникам, обеспечивающим развитие коммерческой и финансовой инфраструктуры в развивающихся странах (лизинговым компаниям и рынкам ценных бумаг).

A.  Операции МФК

Международная Финансовая Корпорация располагает обширным набором инструментов, способствующих экономическому развитию стран-участниц. МФК производит операции с займами, капиталом в виде ценных бумаг и синдикациями.

Займы: МФК предоставляет займы частному бизнесу, так называемому "спонсору проекта", для выполнения различных проектов развития. Займы могут быть обеспечены как крупным международным корпорациям, так и небольшим предприятиям, действующим на местном уровне в стране. Эти займы, составляющие первую категорию (А), осуществляются на обычных рыночных условиях.

Ценные бумаги: Довольно часто МФК сочетает займы с операциями с ценными бумагами, что означает приобретение корпорацией своей доли в проекте, которая постепенно распродается. МФК также производит операции с псево-акционным капиталом - займами, которые спонсор проекта обязан выплатить МФК после выплаты всех остальных долгов; при этом продолжительность периода выплаты займа необычно велика.

Синдикации: МФК для выполнения проекта мобилизует дополнительный капитал из различных источников, который получил название "синдикаций", или займов второй категории (В). Синдикация - это объединение денежных фондов, обеспечиваемое несколькими инвесторами, которые при объединении значительно сокращают риск каждого отдельного участника. Несмотря на то, что корпорация не гарантирует получения дохода другим инвесторам, МФК известна как основной деятель в сфере синдикаций.

Другие услуги: МФК предоставляет инвесторам ряд услуг, за которые корпорацией взимается определенная плата; услуги включают проведение консультаций по законам и рынкам развивающихся стран, обеспечение технической помощи, консультирование по отдельным проектам. МФК также предоставляет гарантии по проектам, однако нечасто.Помимо официальных услуг, МФК часто рассматривается в развивающихся странах как "друг инвесторов" в связи с членством корпорации в Группе Всемирного Банка и, следовательно, отношениями и влиянием на правительство страны-заемщика.

Б. Портфель МФК

Портфель операций МФК разнообразен, но большинство финансируемых проектов выполняется в области промышленности, финансов, горно-добывающих работ, нефте­газовой индустрии, инфраструктуры (Таблица 1). В 1999 МФК одобрила 225 новых проектов на сумму 5,3 млрд долларов, в том числе 1,8 млрд в виде синдикаций. Несмотря на то, что МФК выполняет операции в 129 странах, корпорация часто обвиняется в финансировании деятельности преимущественно в странах, нуждающихся в фондах развития в меньшей степени и способных привлекать других частных инвесторов и кредиторов (напр, в России и Бразилии).

B.  Корпоративная структура МФК

Главный офис МФК располагается в Вашингтоне, хотя местные представительства разбросаны по всему миру. Руководство большинством проектов осуществляется из Вашингтона; МФК имеет также несколько местных инициатив. Примером может служить Промышленный Фонд Африки, который является экспериментальной программой предоставления небольших займов африканским предприятиям. В будущем МФК намеревается осуществлять управление проектами преимущественно из местных представительств. Юридически МФК и Всемирный Банк являются различными структурами, МФК имеет собственный Совет Директоров, хотя и состоящий из членов


 

Совета Всемирного Банка. Президент МФК, Джеймс Вулфенсон, выполняет функции президента Группы Всемирного Банка.

Г. Политики МФК

МФК придерживается собственной информационной политики, одобренной в 1997 году, которая в некоторых отношениях значительно слабее аналогичной политики Всемирного Банка. Три основных документа признаются доступными для общественности в МФК: Краткая информация о проектах, или обзор всех предлагаемых проектов; Оценка воздействия на окружающую среду (для проектов со значительными экологическими и социальными последствиями); Экологический обзор (для проектов с меньшим социальным и экологическим воздействием). Общественность практически не имеет возможности ознакомиться с проектом до тех пор, пока окончательный вариант не будет одобрен Советом. В связи с работой в частном секторе МФК настаивает на сохранении некой степени конфиденциальности, которая значительно превосходит принятую во Всемирном Банке.

Недавно в МФК был одобрен ряд экологических и социальных политик и процедур, аналогичных политикам Всемирного Банка, однако с определенными исключениями, в основном касающимися раскрытия информации. Подобно Всемирному Банку, МФК и ее клиенты должны следовать установленным экологическим и социальным политикам, затрагивающим вопросы сокращения воздействия на окружающую среду и вынужденного переселения, которые исключают финансирование проектов с негативными последствиями для рабочих, обеспечивают охрану лесов и естественных сред обитания. В прошлом году для повышения соответствия операций принятым политикам и руководствам МФК произвела увеличение числа работников технического и экологического отделов.

МФК значительно расширила свои возможности в экологическом и социальном плане через принятие новых политик; тем не менее, в ее деятельности сохраняются серьезные недостатки (например, процесс консультаций с общественностью имеет ряд слабых пунктов). МФК критикуется за недостаточный контроль клиентов частого сектора на предмет соответствия стандартам МФК. МФК не попадает под юрисдикцию Комиссии Всемирного Банка, несмотря на мандат президента и нескольких акционеров корпорации, в основном из США. Недавно, совместно с МФК, была создана новая структура, осуществляющая посредничество по жалобам на качество соответствия операций принятым стандартам (см Секцию 3 данного выпуска).

Д. Будущее МФК

В настоящее время МФК занимается пересмотром операций. К планированию стратегий МФК на период после 2000 года было привлечено несколько внешних консультантов, которые обнаружили, что многие клиенты корпорации недовольны скоростью процесса одобрения и бюрократизмом. В данное время МФК изыскивает средства рационализации своих операций и децентрализации, что предполагает управление проектами из местных представительств. Одновременно с этими мерами, направленные на сокращение бюрократизма, МФК добивается разрешения Совета Директоров на расширение операций на 10,5% в год, что к 2005 году в случае одобрения удвоит количество служащих и новых инвестиций.

Ж. Заключение: МФК и общественность

В последние годы резко увеличилась способность общественности наблюдать и влиять на деятельность МФК, что объясняется несколькими факторами. Одним из них является политический ущерб, нанесенный институту в связи неуспешным выполнением проекта по строительству дамбы Панг в Чили, который заставил МФК более тщательно следить за исполнением экологических и социальных политик и увеличить число сотрудников, работающих в этих двух областях. Президент Вулфенсон признал, что необходимо более внимательно прислушиваться к мнению неправительственных организаций, местного населения и таких акционеров, как США, которые призывают к большей отчетности и


 

открытости операций. МФК выразила готовность чаще взаимодействовать с общественностью и обеспечивать ясность и открытость операций /1/. Неправительственные организации должны использовать эту открытость МФК и привлекать персонал корпорации к операциям при любой возможности, особенно в странах, где осуществляется проект.

Таблица 1. МФК: портфель займов 1999 (в млн дол)

 

Сектор

Сумма

Доля в портфеле МФК, в %

финансовый сектор

1946,91

36,9

Инфраструктура

809,62

15,3

горно-добывающие работы

789,93

15,0

производство         нефтехимических продуктов

385,69

7,3

производство           цемента           и строительных материалов

296,90

5,6

сельскохозяйственный бизнес

271,54

5,1

Промышленность

219,94

4,2

туризм и гостиничный бизнес

144,22

2,7

целлюлозно-бумажное производство

128,56

2,4

Прочее

286,73

5,4

ВСЕГО

5280

100

Категория "прочее" включает производственные и потребительские услуги, текстильную промышленность,   транспортные   средства   и   их   компоненты,   социальные   услуги, производство удобрений и сельскохозяйственных соединений. Источник: Годовой Отчет МФК 1999

 














  


 
 [ главная Сборник статей по экономике Игоря Аверина © 2006-2009  [ вверх
© Все права НЕ защищены. При частичной или полной перепечатке материалов,
ссылка на "www.economics.kiev.ua" желательна.
Яндекс.Метрика