Проблемы измерения ВВП СШАЭкономический кризис в США имеет классические черты и сегодня уже квантифицирован в ВВП - "краеугольном камне и суммарном резюме" макроэкономической статистики . Эксперты МВФ задаются вопросом о характере рецессии (в смысле длительности и обратимости) в ряде отраслей США и ее влияния, как на американскую так и на мировую конъюнктуру .
Но измерение ВВП важно не только в контексте констатации рецессии.
Внешние параметры хозяйственной деятельности дают основание судить о степени экономической и финансовой безопасности страны. Следствием признания денежной оценки, поступивших в товарооборот созданных дополнительных ценностей, является адекватная, не провоцирующая инфляцию, эмиссия кредитных и финансовых денег , так как деньги, по утверждению российского экономиста М.А. Портного, ни что иное как "средство выражения ценности товарных ресурсов, участвующих в данное время в хозяйственной жизни общества". Денежная масса США составляла по данным на октябрь 2007 г. 10,2 трлн. долл. (75 % ВВП).
Макроэкономическая стабильность, выраженная в цифровых показателях, дает возможность обеспечения государственной гарантией внутренние ипотечные займы, трансформируя таким образом рискованные инвестиции в разряд вполне надежных, снижая риск, процент доходности, и, соответственно, стоимость кредита. Значимый разрыв в соотношении страновых доходов и обязательств дает вполне оправданную возможность регулярной эмиссии государственных казначейских обязательств. При этом, бенефициар, что очень важно с точки зрения потенциального инвестора, остается в разряде "первоклассного должника". Ведь государственный долг США составляет 9,3 трлн. долл. по сравнению с 13,5 трлн. долл. ВВП.
Величина и динамика ВВП служит "зеркалом" для принятия важных политических и экономических решений. Обладая высокой "политической чувствительностью" , денежный показатель прироста американской экономики и его производные величины (производительность труда, количество валового продукта на душу населения и т.д.) на сегодняшний момент являются мощными аргументами pro и contra в предвыборной борьбе на пост президента США, в частности, как утверждает эксперт в области проблем экономической безопасности Е.А. Роговский, причин политической мотивации по его изменению в сторону уменьшения или увеличения.
Успешное ведение хозяйства в одной стране дает предпосылки другому хозяйству внедрения такого опыта в другой стране. Можно, например, использовать факт своей "ущербности", проистекающий из странового сравнения, для поиска работоспособного пути поддержки своего хозяйства. "Следование за лидером" может привести к тому, что основные конституирующие функции национальной валюты (как меры стоимости и средства накопления) будут делегированы иностранной твердой валюте, успешно используемой в хозяйственном ведении страны. В России, как известно, ни акции российского бизнеса, ни российский рубль по российскому законодательству не являются высоколиквидным и надежным финансовым активом страны. Таким образом, проблема объективного ситуационного и перспективного анализа размера и внутреннего запаса прочности ВВП США и возможность использования достигнутого опыта в качестве базовой модели, становятся актуальными и для России.
В свете вышесказанного данного исследования необходимо, во-первых, выявить явные преференции значимым для экономики отраслям, а, во-вторых, проанализировать механизм учета и методики расчета прироста добавленных стоимостей произведенных товаров и услуг.
Исследование данного вопроса до крайности осложнено тем, что, строго говоря, речь идет не столько о создании добавленной стоимости и прочности "фундамента" американской экономики, сколько, по мнению российского экономиста Е.А. Роговского, - о расширении услуг по перераспределению как самой собственности, так и "перераспределению ранее накопленных ценностей" . Это позволяет считать, что в XXI веке ВВП США не столько производится, сколько формируется, а его динамика и сила иммунитета к экономическим кризисам во многом определяется неэкономическими факторами и поэтому любые прогнозы не будут иметь прямой зависимости от качественных и количественных характеристик ведения хозяйства.
Например, достаточно рассчитать ВВП США в другой валюте - евро или рублях, - или привязать к другому базовому периоду, чтобы увидеть стремительный и глубочайший кризис, выраженный уже совершенно в других цифрах, чем отражают данные МВФ. И наоборот; возможна и положительная динамика и устойчивость экономического роста, если есть резервы охвата оценённых конечных товаров и услуг, а также существует новейшая методология расчёта макроэкономических показателей.
Сегодня методика расчёта ВВП, которое использует Бюро экономического анализа США, всего лишь отражает существующее состояние американского хозяйства. В 30-е годы ХХ века этот мировой статистический показатель был стандартизирован, рассчитан и введён в экономическую статистику как необходимый инструмент макроэкономических исследований Саймоном Кузнецом и в своем хрестоматийном виде трактуется как сумма добавленных стоимостей товаров и услуг, произведённых в национальной экономике. Коллеги Кузнеца ("волшебники цифр" как сами они себя называют) , сегодня определяют ВВП как "рыночную стоимость товаров и услуг, полученных в результате трудовой деятельности и/или в результате управления собственностью, независимо от национальной принадлежности объекта, размещенного на территории США". ВВП с 1991 г. является основным макроэкономическим показателем США .
Таким образом, государственное статистическое ведомство США фактически даёт правовое обоснование для зачисления в ВВП, во-первых, доходов от управления чужой собственностью на своей территории; (такой собственностью являются финансовые активы, например производные формы финансовых денег: американские депозитарные расписки, форвардные контракты и т.д) и во-вторых, зачисление доходов от управления своими правами собственности на чужой территории (такой собственностью являются нефинансовые активы: патенты, торговые марки, фрайчайзинг).
Данные виды деятельности фиксируются в двух отраслях, производящих финансовые услуги.
Полностью структура ВВП США отражена в Северо-американском отраслевом классификаторе (The North American Industry Classification System - NAICS) - САОК, разработанном Бюро экономического анализа. САОК даёт описание конкретного содержания каждой из отраслей услуг хозяйства США. Аналогичная статистика ведётся государственными службами США. Периодический анализ национального хозяйства, с точки зрения определения функциональной значимости деятельности предприятий и организаций, занятых в той или иной сфере (доля в ВВП, степень влияния на состояние и потребление других хозяйствующих субъектов, рост налоговой составляющей, экспортные позиции) дает основание для объединения схожих видов деятельности предприятий в группы; групп - в разряды; разряды объединяют в сектора, которые, в свою очередь, агрегированы в отдельную отрасль экономики.
По статистическому классификатору в экономике США определено 20 видов отраслей, каждой из них соответствуют обозначения: двузначные цифры - присвоенный классификатором номер отрасли, трехзначные - сектор, четырехзначные - разряд, пятизначное - группа и шестизначные - вид деятельности.
К отраслям, производящим товары, то есть блага, которым свойственна транспортабельность (возможность погрузки и перевозки) и накопляемость (складируемость), относят четыре:
1. Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство, охота; 2. 3. Добывающая промышленность; 4. 5. Строительство; 6. 7. Обрабатывающая промышленность. 8. Совокупная рыночная стоимость продукта, производимого всеми этими отраслями в 2006 г. составляла пятую часть ВВП страны (точнее 19,8 %.) или 2627,5 млрд. долл. Самая значительная доля принадлежит обрабатывающей промышленности - 12,1 % или 1601,2 млрд. долл. Эта отрасль разбита на 21 сектор, включающих в себя 86 разрядов, которые разбиты на 184 подгруппы, объединяющих 472 вида деятельности, в том числе автомобилестроение, авиастроение, IT- производство и так далее (подробнее в Таблице 1). Подавляющее число секторов обрабатывающего производства в структуре национального хозяйства имеет не более чем 1% ВВП; самую большую долю составил сектор химической промышленности - 1,7%.
Таблица 1. Сектора и выборочно виды производства обрабатывающей промышленности США.
Отрасль(Коды 31-33) Сектора(Коды 311 - 339) Разряды (Коды 3111 - 3399)Группы (Коды 31111 - 33999)Виды деятельности (Коды 311111-339999) Об-рабаты-вающая промышлен-ность 311 Пищевое производство312 Производство напитков и табачное производство313 Производство сырья для текстильного производства: пряжа, нити;314 Производство из текстиля: ковры, драпировки, веревки;315 Одежда из текстиля;316 Кожевенная промышленность;321 Деревообрабатывающая; 322 Бумажная промышленность;323 Печатное производство;324 Нефтяное и угольное производство;325 Химическое производство;326 Производство товаров из резины и пластика;327 Производство товаров из минерального сырья (неметаллического);331 Первичная металлическая обработка;332 Производство товаров из металлического сырья;333 Производство машин;334 Производство компьютеров и другого электронного оборудования;335 Электрическое оборудование и приборы, составляющие;336 Производство транспортного оборудования;337 Производство мебели;338 Производство различного оборудования. Производство пищевой промышленности: из зерновых и масличных культур, сахара, консервирование, молочное производство, мясопереработка, производство из морепродуктов; производство напитков; производство табачных изделий; производство пряжи, нитей, тканей, обивки, ковров; производство одежды; обработка кожи и пошив из нее; производство обуви; производство пиломатериалов и изделий из них; производство целлюлозы, бумаги и строительного картона; переработка бумажных отходов; книгопечатание и пред- пресс-службы; нефтяные очистительные заводы; производство асфальта, кровельных материалов, горюче-смазочных материалов и масел, продуктов нефтехимии, индустриального газа, синтетических, органических и неорганических красителей, синтетического каучука, искусственных волокон и нити, синтетической резины, сельскохозяйственных химических одобрений; изготовление фармацевтических, диагностических и биологических веществ; изготовление чистящих средств, взрывчатых веществ; производство форм и упаковок; производство из уретана и пенопласта; производство шин, керамики, фарфора, стекла, цемента, бетона, кирпича, блоков, извести, гипса; сталелитейное производство, трубы, прокат, цветной металл - плавление и очистка, черный металл, чугунолитейное производство, пресс- литье, штамповка; столовые приборы, кухонная посуда, декоративное архитектурное производство, производственное оборудование, в т.ч. для сельского хозяйства, обрабатывающей промышленности, добывающей отрасли, в т.ч. нефте- и газодобычи, пищевой промышленности, печатного дела; производство полупроводников; производство фотографирующего и фотокопирующего оборудования, оборудования для сферы услуг, оборудование охлаждения, кондиционирования, вентиляции, нагревания; производство станков, в.т.ч. для обработки металлов; производство механизмов, двигателей, измерительного оборудования, компрессоров, насосов, погрузочно-разгрузочного оборудования, лифтов, эскалаторов, конвейеров, подъемных кранов, монорельсовых дорог, грузовиков, трейлеров, тракторов, компьютерного, периферийного и электронного оборудования; производство радио, теле приемников, телефонных аппаратов; производство электронных контролирующих измерительных инструментов в т.ч. навигационных, медицинских, морского дела, аэронавтики, приборов измерения данных по окружающей среде; изготовление лабораторного оборудования, часов, звукозаписывающего оборудования и устройств; изготовление электрического оборудования и приборов, бытовой техники; производство коммуникационного оборудования, оптико волоконное производство; производство транспорта и транспортного оборудования, моторов, двигателей, запчастей, кузовов, электронного и электрического оборудования для автомобильного транспорта; производство аэрокосмического оборудования, самолетов, двигателей, управляемых ракет, транспортных космических средств; производство подвижных составов железной дороги, морских и речных судов, мотоциклов и велосипедов; производство военной бронетехники; производство мебели, медицинского оборудования, в т.ч. хирургического, стоматологического, оптического; ювелирное производство; производство спортивных товаров, детских игрушек, канцелярских принадлежностей, ритуальные товары. Бюро экономического анализа США
Отрасль американской экономики, где основным видом деятельности является управление правами собственности, а также установление своих прав на собственность в форме финансовых активов иностранного государства, носит название "Финансы и страхование". Доходы отрасли - это части финансовых потоков переливающихся из отрасли в отрасль, стоимость услуг финансовых учреждений: банков и фондовых рынков. Любые операции, связанные с платежами, для этой отрасли приносят добавочную стоимость .
Так, продажа или, например, расчёт дисконта на фьючерсы любой страны происхождения даёт доход, прибавляемый к ВВП США. А только на нефтяной бирже за один только день заключается в среднем около 68,6 тыс. фьючерсных контрактов только по смеси Брент, что эквивалентно мировой суточной добыче сырой нефти . В этой связи упомянем, что фьючерсы вообще отсутствуют в списке легальных финансовых инструментов обращающихся на территории России, хотя нефть в основном продаётся через форвардные контракты . Дело в том, что виртуальный объем торгов на два порядка превышает добычу нефти соответствующих сортов и физическая поставка нефти по биржевым контрактам происходит редко и составляет около 1% всего объема торгов.
Торговля фьючерсами дает возможность считать своим национальным богатством не только часть чужого национального богатства, но и дает легитимную основу под эмиссию финансовых инструментов, являющихся частью денежного агрегата М3. Эти деньги являются средством платежа на нефть, которая еще лежит в недрах, но уже реализуется на бирже в виде обязательств ее покупки и продажи.
Частичным обеспечением денежной массы США служит вполне реальный продукт - российская нефть в российских же недрах. Это сообщает финансовым активам, номинированных в американской валюте, мировую ликвидность вне обычно сопутствующего этому процессу риска волатильности, в отличие от других эмиссионных денежных средств, обращение которых в целом имеет фидуциарный (основанный на доверии) характер. В 2006 г. объем нефтедолларов, вложенных только в финансовые активы составил 3,8 трлн. и с 2000 по 2006 гг. в среднем их рост составил 19 % в год. По прогнозу аналитиков к 2012 г. нефтедолларовые активы вырастут до 5,9 трлн. (при цене 50 долл. за баррель) или до 6,9 трлн. долл. (при цене 70 долл. за баррель). Логично предположить, что эмиссия американской валюты будет расти прямо пропорционально росту нефтедолларов.
Практически тот же механизм лежит в основе эмиссии банковских инструментов - депозитарных расписок, также обращающихся на мировых финансовых рынках, номинированных в американской валюте, и соответственно, являющихся частью денежной массы США. Но обеспечением этой денежной массы служат вполне реальные предприятия, так как депозитарные расписки - это банковский документ, свидетельствующий о депозитарном вложении в виде акций. Депозитарные расписки имеют на мировых финансовых рынках форму американских депозитарных расписок (АДР) и глобальных депозитарных расписок (ГДР) - тех же американских, но без права продажи и рекламы на территории США и они всегда номинированы в долларах США, на какой бы бирже они не продавались .
О масштабах участия российского капитала в формировании ВВП США косвенно можно судить на основании данных табл. 2.
Таблица 2.
Российский бизнес, представленный на финансовых рынках США.
Виды деятельности российских компаний Количество компаний(в скобках - количество выпусков АДР) 1. Производство аэрокосмической и оборонной промышленности 1(1) 2. Производство автомобилей и запчастей 4(4) 3. Услуги банков 3(4) 4. Производство напитков 1(5) 5. Производство химической промышленности 3(4) 6. Производство электричества 14 (22) 7. Услуги связи основных телекоммуникаций 9(10) 8. Услуги розничной торговли продуктами питания и лекарствами 1(1) 9. Производство продуктов питания 3(5) 10. Услуги финансовых учреждений 2(5) 11. Услуги остальной розничной торговли 3(4) 12. Производство оборудования для поддержания здорового образа жизни 1(1) 13. Услуги по внедрению новых технологий (индустриальный инжиниринг) 1(3) 14. Производство промышленного металла 9(15) 15. Производство промышленного транспорта 5(6) 16. Услуги предприятий досуга 1(1) 17. Услуги средств массовой информации 2(2) 18. Производство добывающей отрасли 3(5) 19. Услуги связи мобильных телекоммуникаций 5(8) 20. Производство нефти и газа 11(26) 21. Услуги по продаже оборудования нефтедобычи и услуги по его использованию 1(2) 22. Производство товаров личного пользования 1(1) 23. Производство фармацевтических и биотехнологических товаров 2 (8) 24. Услуги по управлению недвижимостью 4(7) 25. Услуги потребительские 1(1) 26. Производство информационного технологического оборудования 2(3) Итого 93 (157)
Источник: Bank of New - York Mellon (http://www.adrbny.com/dr_directory.jsp)
Что касается качества американских финансовых активов, выпущенных "под российскую экономику" в виде АДР, то здесь весьма примечательна отраслевая принадлежность "частей российского бизнеса", обращающихся на финансовых рынках США. Интересно, что в большей части российский бизнес, на который предъявляется спрос со стороны американских инвесторов и востребованный на американском рынке, представлен предприятиями материального производства - на 55%, в отличие от самого ВВП США, формируемого на 80% из отраслей производящих услуги. Они включают 41
Отрасль, где фиксируются операции установления прав на собственность, в том числе на территории иностранного государства, а также осуществляется управление нефинансовыми активами, происходит торговля и управление недвижимым имуществом, носит название "Сделки с недвижимостью, аренда, лизинг".
Доход учреждений данной отрасли, помимо отчислений от продажи недвижимости (в кредит, через ипотечные финансовые инструменты) и стоимости аренды, - это лицензионные платежи и роялти. Деятельность учреждений данной отрасли главным образом связана с лицензированием и установлением (продажей) имущественных прав на патенты, торговые марки, названия брендов и/или заключением франчайзинговых сделок. Помимо очевидных финансовых выгод, франчайзинг даёт право контроля за компанией-франчайзером и таким образом является вариантом прямого или прямого иностранного инвестирования. Прямые иностранные инвестиции по классификации ОЭСР и МВФ есть "стремление хозяйственной единицы - резидента одной страны "прямого инвестора" приобрести устойчивое влияние на деятельность предприятия, расположенного в другой стране", что подразумевает "установление долгосрочных отношений и значительную степень влияния инвестора на сферу управления предприятием". Прямые инвестиции - это не только вложение капитала (на первом этапе), но и последующее управление, в том числе филиалами предприятия реципиента инвестиций, причём независимо от организационно-правовой формы существования и функционирования этих филиалов. Данные контракты рассматриваются государственной администрацией США как важнейший структурный элемент ведения национального хозяйства, и потому предприятия, использующие данную форму организации бизнеса, имеют определённые налоговые льготы.
Таблица 3.
Отрасль "Сделки с недвижимостью, аренда, лизинг" Отрасль(Код 53) Сектора(Коды 531 - 533) Разряды (Коды 5311 - 5331)Группы (Коды 53111 - 533111)Виды деятельности (Коды 531110 - 533110) Сделки с недвижимостью, аренда, лизинг 531 Недвижимость532 Рента и лизинг533 Аренда нематериальных нефинансовых активов: патенты, торговые марки, франчайзинг: управление своей собственностью на чужой территории Долгосрочная аренда (лизинг) недвижимости - жилых и нежилых помещений; Аренда и управление недвижимой собственности; фирмы агентских и брокерских услуг; Фирмы - оценщики недвижимости; фирмы занятые в установлении прав собственности на такие активы: патенты, торговые марки, брэнды, и/или франчайзинговые договоры с оплатой роялти; услуги по аренде автомобильного транспорта - пассажирского и грузового, товаров личного потребления, электротехнического оборудования, промышленного и офисного оборудования; офисы брокеров и агентов по недвижимости, менеджеры по управлению недвижимостью; аренда управленческих, организационных, технических ресурсов; услуги по созданию репутации (в том числе кредитной истории) в финансовом мире. Источник: Бюро экономического анализа США.
Эта отрасль объединяет 3 сектора, 24 вида деятельности и дает вклад в ВВП США 1731,1 млрд. долларов.
В 2003 г. впервые отрасль "Сделки с недвижимостью, аренда, лизинг" превзошла по вкладу в ВВП США обрабатывающую промышленность. С этого момента в экономике США происходит структурный сдвиг: отрасль производящая финансовые услуги, вплоть до настоящего момента является более "весомой" по вкладу в ВВП, чем все виды деятельности, связанные с обработкой или переработкой сырья и полученных из сырья полуфабрикатов. В 2003 г. разница составляла 0,2% или 20,7 млрд. долл., в 2006 г. - 1 % или 129, 9 млрд. долларов.
Продажа услуг данной отрасли дает возможность включать доходы американского бизнеса на чужой территории не в ВНП, а в ВВП и увеличить последний на сумму доходов "национальных экономических субъектов за границами национального хозяйства".
Исходя из простого принципа - идентичности выпускаемого продукта, Бюро экономического анализа США в ряде статических документов объединяет отрасли "Финансы и страхование" и "Сделки с недвижимостью" в одну.
Таблица 4.
Отрасль "Финансы и страхование" Отрасль(Код 52) Сектора(Коды 521 -525) Разряды (Коды 5211 - 5259)Группы (Коды 52111 - 525999)Виды деятельности (Коды 521110 - 525990) Финансы и страхование 521 федеральная резервная система США522 Кредитная система523 Ценные бумаги, торговые контракты, посредничество: управление чужой собственностью на своей территории524 Страхование525Фонды, трасты Центральный банк (Федеральная резервная система США). коммерческие банки, сберегательные институты, кредитные союзы, инвестиционные банки, эмитенты электронных финансовых инструментов, предоставление займов, ипотека, финансирование международной торговли, финансовые рынки в т.ч. вторичные, резервирование, клиринг, брокерская деятельность; управление портфелем ценных бумаг, инвестиционный консалтинг, страховые компании и медицинские страховые организации, пенсионные фонды, фонды социальной поддержки; институциональные инвесторы, трастовые предприятия. Бюро экономического анализа США
Отрасль включает 41 вид деятельности, дает американскому хозяйству 1,027.5 млрд долл. и составляет 7,8 % ВВП.
Интересно, что производство услуг этих двух отраслей ещё в 1986 г. впервые стало для экономики США первостепенным с точки зрения вклада в ВВП. Финансовые услуги "обошли" обрабатывающую промышленность с разницей 0,6% (17,8% по отношению к 17,2%) или на 29,1 млрд. долл. (795,1 млрд. долл. и 766,0 млрд. соответственно). На 2006 г. аналогичные расчеты уже дают "перевес" финансов на 8,7%, или 934,9 млрд. (2758,6 млрд. долл. и 1601,2 млрд. долларов).
Таблица 5.
Доля обрабатывающей промышленности и финансовых услуг в ВВП США, млрд. долл. (%). 1950 1960 1970 1980 1986 1990 2000 2006 ВВП 293,8 526,4 1038,5 2,789.5 4,462.8 5803,1 9817,0 13246,6 Обрабатывающая промышленность 79,4(27,0) 133,4(25,3) 235.5(22,7) 556.6(20,0) 766.0(17,2) 947.4(16,3) 1,426.2(14,5) 1601,2 (12,1) Финансовые услугиВ т.ч.1) Сделки с недвижимостью, аренда, лизинг2) Финансы и страхование 33,5 (11,4)25,5 (8,6)7,9 (2,6) 74,4 (14,1)55,5(10,5)18,9(3,5) 152.0(14,6)109.1(10,5)42.9(4,1) 442.4(15,9)305.6(11,0)136.8(4,9) 795.1(17,8)539.4(12,1)255.7(5,7) 1,042.1(18,0)340.1(5,9)702.0(12,1) 1,931.0(19,7)1,190.5(12,1)740.5(7,5) 2,758.6(20,9)1,731.1(13,1)1,027.5(7,8) Источник: Бюро экономического анализа США .
Таким образом, САОК лигитимизирует статистическую основу методологии расчета ВВП американской статистикой, а законодательное обеспечение состава американского ВВП, наглядно отражает значимость разных отраслей национального хозяйства и как источников новых возможностей для роста с точки зрения восстребованности их цементирующих свойств.
Все 472 вида деятельности, которые САОК объединяет в отрасль "Обрабатывающая промышленность" по признаку схожести либо материала изготовления, либо сырья, либо цели назначения, производимого продукта, уступают цене предоставленных финансовых услуг более чем на триллион долларов. В целом последние дают доход, превышающийпоступления от производства всех четырех товарных отраслей: 20,9 % против 19,8 %. Поэтому совершенно не удивительно, что новейшие тенденции в структуре экономики США выражаются в сокращении доли отраслей материального производства и возрастания доли услуг. Причем, что особенно важно в понимании контекста американского ВВП - доли финансовых услуг. Эти услуги являются "локомотивом" в американской хозяйственной структуре.
Большие перспективы высокой устойчивости, отражённой исключительно в цифре всей добавленной стоимости американских товаров и услуг, таятся в возможном изменении методики расчёта, которая будет включать не только стоимость конечного продукта, но и денежную оценку самого процесса создания таких нематериальных активов как новые знания, ноу-хау, имидж, репутация и бренд, подготовка персонала, распространение успешного опыта. Как только будут созданы методики расчета: степени накала диффузного движения с другими экономическими единицами (Input-Output), возможности определения налоговой базы и ставки, экспортной ориентации, - думается необходимые индикаторы будут введены и подсчитаны как часть ВВП .
Весьма высокий потенциал для прироста ВВП США имеет альтернативный доход, который является издержками для другой стороны. Так, американские специалисты предлагают считать издержки других стран в качестве полученного ВВП. Таковыми, например, предлагается считать финансовые средства, израсходованные на образование специалистов - иммигрантов, приезжающих в США на постоянное или временное жительство. Дело в том, что сегодня 24 % молодых учёных в США - это иммигранты. Среди тех, кто имеет докторскую или иную или профессиональную степень - 43 % граждан иностранного происхождения. Особенно много ученых иммигрантов в области математики, компьютерных технологий, физики, биологии . То есть тех специальностей, издержки на которые наиболее велики. Большинство въезжающих в США - это люди трудоспособного возраста, примерно треть из них закончили колледж или получили высшее образование. Специалисты из США подсчитали, что в расчёте на одного человека среднее образование обходится в 100 тыс. долл., а колледж и более высокое образование - еще в 100 тыс. Таким образом, каждые пять тысяч иммигрантов с высшим образование увеличивают ВВП США на 1 млрд.долларов!
В связи с явным вектором устремления России вслед за лидером мировой экономики (рост отраслей производящий финансовые услуги за пять лет составил 352,3%), хотелось бы обратить особое внимание на некоторые детали происходящих в этой сфере процессов, трудно объяснимых с точки зрения объективных закономерностей, а потому с очевидностью лежащих в сфере субъективной реальности.
США, выбравшее в качестве локомотива отрасли, производящие финансовые услуги, подвергает риску, сопутствующему работе финансового рынка вообще, а фондового в частности, всё своё национальное хозяйство. Высокие риски переносятся и на долговые финансовые инструменты, оплата которых гарантированна государством. А что происходит в действительности? Государственные бумаги США считаются в России первоклассным с точки зрения безрисковости вложением средств, а ценные бумаги Министерства финансов России продаются на фондовом рынке США в отделе "мусорных облигаций".
На финансовом рынке США торгуются ценные бумаги трех кредитных учреждений России (Сбербанк России, Банка Возрождение, Внешторгбанка), в том числе акции (в виде АДР и ГДР) второго по величине госбанка России - Внешторгбанка, которые появились на иностранных по отношению к России фондовых рынках в 2007 г. Общий объём оферты составил около 8 млрд. долл. США. Это самое крупное в мире глобальное размещение среди всех первичных предложений акций (ППА) проведенных в 2007 г. Несмотря на то что Федеральная таможенная служба предъявила Нью - Йорскому банку (The Bank of New York (BoNY) обвинения в отмывании преступных денег на сумму свыше 22 млрд. долл., этот банк скупил большую долю допэмиссии голосующих акций Внешторгбанка - 14, 6 % из 22,5 %, и теперь является вторым крупным владельцем банка после правительства России. Интересно, что американский банк обозначил цель приобретения акций как желание третьих лиц "распоряжаться ими по своему усмотрению". Акции российского банка торговались в виде деривативов и имели под собой базовую основу - Российские депозитарные расписки (РДР) . Торги проходили на основной фондовой площадке Лондонской биржи, так называемом "Основном рынке" (Main Market), одном из самых престижных и ликвидных в мире. РДР торговалась по цене 11,18 долл ., т.е. выше ППА, что давало основание аналитикам прогнозировать рост их курса до 14,19 долл. за РДР или на 27% . На Основном рынке в качестве бенифициаров выступают крупные стабильные и наиболее успешные компании . После продажи российских депозитарных расписок американскому банку, они были трансформированы в ГДР, место торговли которыми определено в секторе электронной торговли - IOB (International Order Book), где торгуют активами стран "с быстрорастущей экономикой": Центральной и Восточной Европы, Азии и Среднего Востока, таких как Судан, Китай, Чили и т.д. Активы ВТБ подешевели сразу на 0,62 долл., а через 6 месяцев торгов на 2,07 долл., что ниже цены размещения на 18,5%. Действия инвестора, скупившего финансовые активы ВТБ, и априори занизившего стоимость своих финансовых инструментов, трудно признать экономически оправданными, если только не признать факта целенаправленных действий по искусственному занижению цены .
Хотелось бы особо подчеркнуть невозможность такой сделки с точки зрения американского законодательства. В начале 1970-х голов, когда поток иностранных инвестиций в США превысил сумму инвестиций из США в страны Западной Европы, когда стало заметным и очевидным влияние иностранных финансов на национальную безопасность - торговлю, занятость, инфляцию и на уровень доходов, контроль и анализ капиталовложений был поставлен на самый высокий уровень на всех трех уровнях регулирования (федеральном, штатном и местном). Так, сигналом к противодействию иностранным инвесторам послужил принятый уже в 1974 г. Закон "Об изучении иностранных инвестиций" , который обязывал министерства торговли и финансов проводить анализировать последствия прямых капиталовложений иностранных фирм в США для американской экономики. Через четыре года был принят Закон "О раскрытии информации о зарубежных капиталовложениях в сельское хозяйство", суть которого заключена в том, что иностранные владельцы сельскохозяйственных земель должны отчитываться о своих операциях перед министерством сельского хозяйства. Год спустя вышло президентское Исполнительное распоряжение 11858, о создании межведомственного Комитета по иностранным инвестициям, в функции которого входит координация политики различных ведомств, непосредственно занятых отслеживанием процесса зарубежных прямых и портфельных инвестиций в США. В 1976 г. принят закон "Об обзорах международных инвестиций и торговли услугами", обязывающий исполнительные власти США собирать информацию о международных инвестициях и торговле услугами, включая информацию о последствиях этих инвестиций, особенно прямых, и предоставлять результаты анализа этой информации законодательным органам, в том числе Конгрессу.
В соответствии с поправкой Эксон - Флорио (1988 г.) к закону об оборонном производстве президент США имеет право блокировать без предварительного юридического обоснования, слияния, поглощения и покупки американских фирм иностранными лицами, если эти сделки представляют угрозу национальной безопасности. Возможна ситуация, когда объект не подлежит приватизации вообще и является собственностью государства (оборона, космос, береговая охрана), либо имеет статус закрытого акционерного общества (например, Федеральная Резервная Система США). Итогом многочисленных расследований последних лет стало принятие закона Сарбэнса - Оксли. Цель закона - предотвратить возможные злоупотребления со стороны руководства открытых компаний . Отчет о предполагаемой сделке должен содержать письменное поручительство управляющих компании в том, что информация полностью соответствует требованиям закона "О ценных бумагах", а также в том, что данная информация честно и справедливо отражает финансовое положение и результаты работы компании за отчётный период.
Допущенные нарушения в этой области согласно закону караются: 1) штрафом до 1 млн. долл. и заключением до 10 лет в случае ложного, но непреднамеренного искажения информирования акционеров; 2) штрафом до 5 млн. долл. и заключением до 20 лет в случае преднамеренного искажения данных или сокрытия информации. Помимо общего ужесточения финансовой ответственности и увеличения сроков лишения свободы, закон вводит в практику новое преступление, максимальное наказание по которому - 25 лет тюрьмы. Преступником признается любой, кто умышленно совершает, пытается совершить или разрабатывает схемы мошеннических сделок с ценными бумагами. Законы, регулирующие приток иностранных инвестиций, принимаются вплоть до настоящего момента с высокой частотой и регулярностью.
Хорошо известны барьеры прохождения регистрации в Комиссии по ценным бумагам США и листинга на фондовых биржах и в НАСДАК.
Регулирование процесса прямого инвестирования с точки зрения ограничений возникает уже на этапе планирования объекта. Государственные служащие всех уровней власти обязаны анализировать информацию, полученную от потенциального инвестора в соответствии с законом "Об обзорах международных инвестиций и торговле услугами". На основе предоставленных документов деятельность данного конкретного инвестора может определяться как "невозможная" либо как "желательная". И только при положительной оценке возникает основа для предметных переговоров. Как отмечает один из российских специалистов по финансовым проблемам Б.И.Алехин, действие трех линий защиты инвесторов в США - государственного регулирования, регулирующей деятельности объединений и организаций финансовых институтов, а также собственной контрольной деятельности этих институтов обеспечивает высокий уровень защиты интересов инвесторов на финансовом рынке США .
Международная политэкономическая значимость ВВП состоит в его сопоставлениях с аналогичными показателями других стран. Размер ВВП (например США) является доказательной базой для принятия решений национального и мирового масштаба. О том, что статистические данные, лежащие в основе макроэкономического анализа и сравнения должны быть равно ценными, равно исчисляемыми, давно отмечено признанными мировым сообществом экспертами.
Нобелевский лауреат по экономике Пол Самуэльсон, отмечал важную роль "соблюдения определенной методики в экономических расчетах на протяжении всего исследуемого периода". В документах OЭCР говорится, что наличие единых статистических стандартов, "полных, сопоставимых и современных статистических данных является условием для проведения экономического анализа и разработки экономической политики".
В настоящее время разрыв между понятиями в определении ВВП совершенно очевиден. Международный валютный фонд для всех стран - членов организации (в том числе России и США) определяет ВВП как "общую рыночную стоимость товаров и услуг, произведенных в границах государства в определённый период, например один год" . Государственный комитет по статистике РФ определяет ВВП как "стоимость товаров и услуг, произведённых в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и экспорта (за вычетом импорта)" . Центральный банк России в "Методологических комментариях" 2007 г. объясняет, что ВВП, это "конечный результат производственной деятельности производителей-резидентов в течение отчетного периода времени", рассчитываемый как "разность между выпуском товаров и услуг в целом по стране, с одной стороны, и промежуточным потреблением - с другой, или как сумма добавленных стоимостей, создаваемых в отраслях экономики. Заметим, что такая трактовка основного экономического индикатора в отличие от того, что принята Бюро экономического анализа США, точно соответствует объяснению, приводимому в экономической, учебной и консультационной литературе, причем как российских, так и американских. Однако ВВП США и России предполагает разницу как минимум в различиях включенных в ВВП ценностей. Как отмечают эксперты, "в результате этого в системах национальных и международных статистик сферы охвата национального хозяйства несколько различаются" , Отсюда логично поставить вопрос об адекватности сравнения макроэкономических показателей, в данном случае ВВП разных стран, например в целях выбора стратегии и тактики экономической и финансовой политики, по принципу "вслед за лидером".
Вопрос об объективном характере расчета и о том что "общепринятые экономические показатели не отражают реалий экономики основанной на знаниях, высоких технологиях и информации" , достаточно давно и остро ставится на экспертном уровне, как в России, так и в США , При этом отмечается разнополярное стремление к получению объективного и/или желаемого, справедливого результата.
Столкновение идей происходит не только в связи с включением или невключением в сферу национального богатства самого процесса создания продукта или услуги. Противоречия наблюдаются в претензиях на присвоение неявного, альтернативного дохода (неосуществленных, но необходимых для получения дохода расходов), и даже части национального богатства другой страны. Поэтому, думается, что знание о структуре и происхождении составных частей всего ВВП дает возможность судить о характере не только товарного наполнения и каналов денежного обращения, но, что наиболее важно, тождественности страновых сравнений в системе макроэкономических показателей (как части мирового хозяйства), для выводов об успешном или неуспешном хозяйствовании.
Разработка экономической политики требует рекомендаций профессиональных групп экономистов, специализирующихся в той или иной сфере. Присутствие человеческого фактора делает данный процесс весьма субъективным. Для получения результатов максимально объективного характера проведение экономического анализа базируется на достаточно универсальных данных фактологического и статистического характера, определяющих возможности и перспективы данного хозяйства. Известно, что от отправной точки (сегодняшнего положения) до искомого горизонта (желаемого результата) можно пойти, как минимум, двумя путями. В первом случае, планирование будущих действий осуществляется исходя исключительно из собственного опыта; во втором - исключительно чужого, как правило, западного, в случае России - в основном - американского. Есть некий промежуточный вариант, который предполагает использование научного инструментария для адаптации опыта, например, США для России.
В рамках мировой экономики для сравнения характеристик национальных хозяйств необходима единая метрическая база. Оценка и позиционирование своего хозяйства на основе результатов странового сравнения, далее предполагает выбор наиболее успешного метода хозяйствования, который в дальнейшем в виде теорий войдет в учебную и консультационную литературу в качестве не только примера, но и руководства к действию на своей территории в виде используемых методов, выбора приоритетов, использования сравнительных и абсолютных преимуществ, в виде налоговых систем, приватизационных схем , форм организации хозяйственной деятельности и прочих необходимых механизмов рыночного хозяйства.
Предполагается, что объективность сравнения достигается за счёт методологических сценариев тщательно прописанных в международной статистической базе, которая в свою очередь, через национальные статистические службы адаптируется к данным особенностям хозяйствования, но не противоречит им . Такая взаимосвязь:
1. цифры, факты, страновые сравнения, выводы, комментарии-
2. прогнозы, выбор стратегии и тактики -
3. экономическая политика,
- иллюстрирует важность первых двух звеньев этой цепи, иначе, что очевидно, вместо прогноза и экономической политики мы с очевидностью получим идеологические лозунги и ложные ориентиры.
05.11.2008
http://viperson.ru/wind.php?ID=515467 |