Мировая экономика Статьи по мировой экономике
  Новости
  Классические статьи по экономике
  Деньги
  Золото
  Нефть (ресурсы)
  США
  Демократия
  Ближний Восток
  Китай
  СССР и Россия
  Евросоюз
  Югославия
  Третий Мир
  Сельское хозяйство
  Производство
  Социальные вопросы экономики
  Образование
  Современная экономика
  Проблемы современной экономики
  Экономическая карта мира.
  Геополитика
  Государство
  Экономика будущего
  Наука
  Энергетика
  Международные фонды
  Всемирная торговая организация
  Катастрофы
  Терроризм
  Религия, Идеология, Мораль
  История
  Словарь терминов

Опрос
На Ваш взгляд Украина должна интегрироваться с
Евросоюзом
Россией
Или играть в "независимость" на транзитных потоках


Результаты

Спонсор проекта:
www.svetodiody.com.ua

  

СССР и Россия >> Украина >> Меморандум об экономической и социальной политике

Меморандум об экономической и социальной политике

Прекрасный образец документа иллюстрирующего как МВФ производит "взлом" национальных финансовых систем отдельных государств.

Судя по "нечеловеческим" построениям фраз и наличествующим грамматическим ошибкам в тексте официального перевода "Нацбанка Украины", - правительство Украины принимало не очень активное участие в составлении документа. Больше похоже на то, что текст меморандума ему был просто "спущен сверху" (и позволено перевести).

Это тем более грустно, что под документом стоит подпись Премьера Украины Николая Яновича Азарова. (По мнению www.economics.kiev.ua - единственного грамотного человека в украинском стаде бандерлогов публичном политикуме.)

«суть происходящего предельно ясно выразил президент одного из вышеперечисленных корпоративных транснациональных монстров, объединения Эй-Би-Би (ABB) Перси Барневик: он заявил, что глобализация - «это свобода для каждого компаньона, входящего в мое объединение, инвестировать там и тогда, где и когда он того пожелает, покупать и продавать то, что он пожелает, неся при этом минимум возможных тягот, вытекающих из социального законодательства». Формально эта идея была изложена в 1989 году в так называемом «Вашингтонском консенсусе». Это «комплекс джентльменских соглашений, выработанных... совместно мировыми финансовыми организациями и ФРС США с тем, чтобы постепенно отменить меры, принятые государствами по регулированию деятельности финансовых рынков, и со временем добиться полной либерализации действий для этих рынков». «Вашингтонским консенсусом» эти соглашения назвал один из авторов, американский экономист Джон Вильямсон - и хотя потом он многократно пытался объяснить, что его неправильно поняли, было уже поздно.

Суть «Вашингтонского консенсуса» состоит в шести принципах, которым должны следовать государства, желающие реформировать свои экономики. Принципы следующие:
налоговая дисциплина
«конкурентоспособный» валютный курс
либерализации коммерции
либерализация иностранных инвестиций
приватизация
дерегламентирование

 

Само по себе мнение группы экономистов мало кого волнует, но когда среди разработчиков оказывается ФРС США, тут уже не до шуток, ибо когда мы говорим «МВФ» или «ВБ», то подразумеваем именно «Фед». И действительно, эти идеи были тут же положены в основу условий предоставления кредитов международными финансовыми организациями, трансформировавшись в следующие положения, без выполнения которых МВФ отказывается давать кредит:

 - привлечение инвесторов любой ценой, даже если это и происходит в ущерб социальным правам и окружающей среде
- сокращение до крайнего минимума услуг и программ социального развития, превращение систем здравоохранения и образования в набор услуг, предоставляемых на платной основе, отмена дотаций на продукты питания и другие товары первой необходимости
- иначе говоря, приватизация социального сектора
- поддержание стабильности национальной денежной единицы любой ценой, принятие жестких бюджетных сокращений
- ограничительная денежная политика (высокие процентные ставки и т.д.)- всемерное наращивание валютных резервов, даже ценой замораживания потребления
- предоставление полной свободы передвижения капиталов, в том числе беспрепятственный их ввоз и вывоз через границу
- приватизация в областях, не подверженных конкуренции, то есть в так называемых «естественных монополиях»
- налоговые реформы, направленные на «расширение налогооблагаемой базы» (то есть отмена всех налоговых льгот) и «приведение налогового законодательства в соответствие с нормами цивилизованных стран» (например, чтобы делался упор на прямые налоги - подоходный и на прибыль - в ущерб косвенным)"

 Для полноты картины рекомендуется также прочесть статью Currency Board на Украине. Наглядно. 


 

УКРАИНА - МЕМОРАНДУМ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКЕ

 І. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

1. Украина испытала тяжелый удар от глобального кризиса, оказавшись в одной из труднейших ситуаций рецессии в Европе. Сокращение темпов экономики стало отражением резкого ухудшения внешней конъюнктуры, которое послужило причиной значительного сокращения экспорта, отток капитала, резкое обесценение гривны и ажиотажный отток депозитов из банковской системы. Влияние этих внешних шоков было умножено на уже существующие проблемы в экономике и финансовой сфере – в частности, зависимость от импорта энергоносителей, слабую диверсификацию экспорта и широко распространенную долларизацию пассивов частного сектора. В 2009 году реальный ВВП сократился на 15.1%, что было вызвано сокращением внутреннего спроса и экспорта, а темпы инфляции быстро замедлились, достигнув 12.3% в конце года. Хотя благодаря существенному сокращению внутреннего спроса дефицит текущего счета резко сократился до 1,5 процентов ВВП, более слабые потоки прямых иностранных инвестиций и значительные оттоки капитала, вызванные низким уровнем доверия, привели к существенному дефициту платежного баланса и снижение чистых международных резервов.

2. Большей частью из-за глобального финансового кризиса в 2009 году наблюдалось значительное ухудшение состояния государственных финансов. Уровень фискального дефицита увеличился приблизительно до 8.8 процента ВВП, в том числе 6.3 процента ВВП по сектору общего государственного управления и 2.5 процента ВВП по НАК "Нафтогаз". Если добавить выпуск облигаций для проведения рекапитализации банков (2.6 процента ВВП), то государственный долг в 2009 году увеличился до 25 %, а государственный и гарантированный государством долг возрос до 35% ВВП. Одновременно с этим, фискальная ситуация в дальнейшем "размывалась" через накопление заявок на возмещение НДС и перенесение потерь корпоративного сектора на будущий период, который обозначится на выполнении бюджета 2010 года.

3. В перспективе ожидается, что в 2010 году экономика будет возрастать приблизительно на 3.7%, и более быстрыми темпами - в среднесрочной перспективе. Собственно, реальный рост ВВП за первые пять месяцев составил 6.1 процента, который делает целиком реальной перспективу обеспечения выполнения такого целевого показателя. Среди источников обеспечения роста необходимо отметить активный экспорт, который испытал положительное влияние вследствие восстановления цен на сталь и других сырьевых товаров, а также более высокие уровни инвестиций, включая те, что относятся к Евро-2012. Внедрение экономической политики и стратегии, предусмотренных в рамках нашей экономической программы, усилит фискальную стойкость и уровень доверия к банковскому сектору и экономики в целом. Как можно ожидать, базовая инфляция в период до конца 2010 года будет оставаться на уровне ниже 10% по причине все еще значительного разрыва в производстве, а общий уровень инфляции на конец года будет близким до 12 процентов, частично благодаря корректированию цен на энергоносители. В дальнейшем этот уровень постепенно будет снижаться, приблизившись к 5 процентам до 2014 года.

4. Общие потребности в финансировании на следующие годы остаются значительными. По ожиданиям, дефицит текущего счета несколько сократится в 2010 году, приблизительно до 1% ВВП, и несколько возрастет в среднесрочной перспективе, а баланс финансового счета неуклонно будет улучшаться, в меру того, насколько существенно сократится отток краткосрочного капитала, а прямые иностранные инвестиции возобновятся. Вместе с тем, как ожидается, общие потребности во внешнем финансировании будут оставаться высокими, в том числе в связи с необходимостью нарастить уровень наших резервов к более приемлемому уровню, и по нашим ожиданиям разрыв финансирования в 2010-2012 годах составит 16 млрд. долларов США.

 

ІІ. ПРОГРАММНЫЕ ЦЕЛИ

 

5. Наша программа направлена на закрепление фискальной и финансовой стабильности и вывод Украины на путь к постоянному и сбалансированному росту. Стратегия проведения экономической политики сосредоточится на проведении долговременных реформ и политики, направленной на консолидацию государственных финансов, восстановление здоровой работы банковского сектора, и разработке более эффективной базы для проведения монетарной политики, направленной на обеспечение стабильности внутренних цен и поддержание более гибкого обменного курса. Для достижения таких целей мы будем проводить реформы и будем осуществлять институционные преобразования, в том числе в сфере налогообложения и политики относительно расходов, реформу пенсионной системы, реформу энергетического сектора, а также будем принимать меры для усиления независимости центрального банка и оздоровление банковской системы.

6. Такая политика и стратегия поможет сократить необходимость в финансировании, усилить доверие и укрепить внешнюю устойчивость. Несмотря на то, что перспективы мобилизации рыночного финансирования для Украины в значительной мере будут зависеть от темпов восстановления финансовых рынков, по нашим ожиданиям опасения относительно повышенного риска транзакций с Украиной будут спадать по мере того, как правительство будет демонстрировать свои реформаторские действия, и это даст возможность постепенно переключиться на финансирование из рынка, который в свою очередь поможет обеспечить и удерживать резервы на адекватном уровне. До тех пор, пока финансирование, мобилизованное из финансовых рынков, не будет обеспечивать в полном объеме покрытия потребности в финансировании, официальное финансирование будет играть важную роль в поддержке наших усилий, направленных на корректирование экономической ситуации и проведение реформ, обеспечивая временное их покрытие. Кроме финансовой поддержки со стороны МВФ, мы обеспечим дополнительное внешнее финансирование от Мирового Банка, ЕБРР, ЕИБ и ЕС, тесно сотрудничая с этими учреждениями по направлениям ключевых реформ.

7. Мы готовы гибко реагировать на развитие экономических событий. Мы готовы обратиться к дополнительным мерам для того, чтобы обеспечить выполнение целей нашей программы.

ІІІ. ПОЛИТИКА

A. Налогово-бюджетная политика

 

8. Цель правительства - возвратить государственные финансы к постоянному уровню. Крепкая среднесрочная фискальная база, в основу которой будет положен взвешенный показатель дефицита бюджета, и сконцентрированные на ранних этапах реформы, направленные на решение проблемы "твердости бюджетной конструкции" позволят постепенно снизить нагрузку на экономику со стороны государственного сектора, поддержать процесс переадрессации государственных средств на финансирование капитальных расходов, усилить доверие и поддержать экономический рост. Для этого мы разработали план консолидации налогово-бюджетного сектора, который, в частности: (i) обеспечит такой уровень дефицита, который сможет быть полностью профинансирован рынками уже в 2011 году; (іі) четко направит соотношение уровня государственного и гарантированного государством долга к ВВП по нисходящей траектории с целью закрепления соотношения на уровне, ниже 35 % до 2015 года; а также (ііі) обеспечит пропорциональный рост части мероприятий, направленных на сбережение расходов, для постепенного уменьшения налогового давления на экономику.

9. В 2010 году, учитывая   то, что восстановление экономики все еще довольно неустойчивое, а мероприятия будут иметь лишь полугодичные следствия, общий дефицит, который включает у себя дефицит сектора общегосударственного управления и дефицит НАК "Нафтогаз", будет оставаться высоким, на уровне 6.5 % ВВП. Сюда не входят облигации, выпущенные с целью рекапитализации банков (объем которых в сумме будет составлять не более 20 млрд. грв.) и облигации, выпущенные для погашения просроченной задолженности прошлых периодов по возмещению НДС. Положив начало внедрению корректирующих мероприятий в 2010 году и соединив их с введением в действие структурных реформ, мы заложим основу для сокращения общего показателя дефицита до 3.5 процентов ВВП в 2011 году и 2.5 процентов до 2012 года. Дефицит НАК "Нафтогаз" будет ликвидирован, начиная с 2011 года.

10. С учетом вышесказанного, мы внесли поправки в налоговое законодательство, ввели в действие изменения и дополнение к бюджету и приняли меры направленные на поддержку его исполнения, которые в комплексе должны помочь сократить показатель дефицита сектора общегосударственного управления в 2010 году до 5.5 процентов ВВП (предварительное мероприятие). Они предусматривают:

Мероприятия по доходам

• Для улучшения доходов мы повысили акцизный сбор на бензин, сигареты с фильтром и различные виды алкогольных напитков; повысили сбор за пользование радиочастотным ресурсом для мобильной телефонии; а также установили ограничение на перенесение убытков 2009 года, которые в противном случае могли бы "размыть" годовые поступления от налога на прибыль предприятий. По ожиданиям, все эти мероприятия в совокупности должны обеспечить 6.1 млрд. грв. поступлений в 2010 году и дополнительных 4.2 млрд. грв. в 2011 году.

• Мы расширим базу налогообложения и обеспечим большую унифицированность системы налогообложения, снизив порог оборота для плательщиков по упрощенной системе налогообложения до 300 000 грв. для физических лиц (со вступлением в действие с 1 января 2011 года);

• Мы приостановили действие сбора на обязательное пенсионное страхование из безналичных операций купли-продажи иностранной валюты за гривну, который был введен Законом Украины " О сборе на обязательное пенсионное страхование" № 400/ 97-ВР от 26 июня 1997 года и имеем намерение отменить его на постоянной основе к декабрю 2010 года (структурный маяк).

• Мы нарастили наши усилия относительно улучшения администрирования налогов с целью усиления дисциплины и борьбы с мошенническими схемами и ликвидации "налоговых ям", расширив полномочие налоговой инспекции и улучшив контроль за налоговыми декларациями на основе представления расширенной документации.

• Мы решительно настроены обеспечивать своевременное и полное возмещения НДС по всем заявкам, которые будут накоплены до конца года, и не будем накапливать никаких просроченных задолженностей в течении года (индикативный целевой показатель).

Мероприятия по расходам

• На будущий период мы решительно настроены держать другие расходы под суровым контролем. Мы одобрили изменения и дополнения в бюджет, согласно которым расходы, предусмотренные Законом о бюджете, сокращаются на 16 млрд. грв. В рамках это сокращения предусмотрено: уменьшение субсидий различным секторам экономики, а также сокращение административных назначений для нескольких правительственных структур.

• Во избежание роста дефицита сектора общегосударственного управления, мы примем меры для того, чтобы (і) все заимствования, предоставленные Аграрному фонду согласно Статье 77 Закона о бюджете на 2010 год было возвращено в бюджет до конца декабря 2010 года; (іі) все расходы, связанные с проведением ЕВРО 2012 было включено в бюджет; а (ііі) местные бюджеты, Фонд гарантирования Занятости, Фонд страхования по нетрудоспособности и Фонд страхования от несчастных случаев были сбалансированными в 2010 году.

Пенсионные реформы

• Мы планируем реформировать пенсионную систему, чтобы обеспечить для нее постоянную финансовую основу, в том числе существенно сократив трансферты на покрытие дефицита Пенсионного фонда в 2011 году, а также обеспечив сокращение расходов на финансирование пенсий в среднесрочной перспективе, не подрывая при этом благосостояния наиболее незащищенных групп. Как первый шаг, мы ввели в действие законодательство, которое требует как от юридических, так и физических лиц-субъектов упрощенной системы налогообложения платить взносы в Пенсионный фонд в размере, который отвечает начислениям на минимальную заработную плату. В 2011 году это мероприятие обеспечит поступлений в Пенсионный фонд на сумму 3.0 млрд. грн. .

• До конца декабря 2010 года мы введем в действие изменения в базу подсчета дополнительной выплаты к пенсии, которая составляет 1 % за каждый дополнительный год свыше установленного стажа 20/25 лет для женщин/мужнин. Этой базой для пенсионных выплат за выслугу лет станет базовая трудовая пенсия. По ожиданиям, это мероприятие обусловит сокращение расходов Пенсионного фонда на 6.2 млрд. грв. в 2011 году.

• Для решения структурных проблем системы пенсионного обеспечения мы до конца сентября 2010 года представим на рассмотрение Верховной Рады законопроект, который планируется ввести в действие до конца декабря 2010 года (структурный маяк), который будет предусматривать:

• повышение минимального необходимого страхового периода с 5 до 15 лет;

• постепенное повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет, с ежегодным повышением на 6 месяцев каждого года, начиная с 2010 года, имея целью  выровнять пенсионный возраст для всех работающих;

• увеличение на 10 лет рабочего стажа, необходимого для получения пенсионных выплат в полном объеме. Это мероприятие будет мотивировать работающих оставаться на рабочем месте и не выходить на пенсию, которая улучшит сбалансированность Пенсионного фонда на 2.0 млрд. грв. в 2011 году.

Условные обязательства

• Кроме того, для удержания под контролем общего уровня государственного долга в условиях налогово-бюджетной неопределенности, объем государственных гарантий в 2010 году будет составлять не более 15 млрд. грв. (количественный критерий эффективности)

11. Мы решительно настроены ограничить быстрый рост фонда оплаты труда в государственном секторе в 2011 году и на среднесрочную перспективу. В этом контексте мы будем воздерживаться от повышений заработной платы в 2011 году свыше уровня, которого будет требовать механизм индексирования инфляции зарплат госслужащих. На начало 2011 года мы также начнем комплексную реформу государственного администрирования, имея целью  получить менее многочисленную и более эффективную государственную администрацию. В этом контексте мы более четко определим роли и ответственность государства, а также обеспечим непротиворечивую модель предоставления государственных услуг. Комплексный план, включительно с целями, мероприятиями и календарным планом осуществления реформ будет конкретизирован до конца марта 2011 года (структурный маяк).

12. Правительство признает необходимость сокращения дефицита НАК "Нафтогаз" до 1.0% ВВП в 2010 году и дальнейшей ликвидации этого дефицита, с одновременным обеспечением защиты для наиболее чувствительных слоев населения. Для достижения этой цели мы утвердили финансовый план компании на 2010 год, который учитывает следующие действия:

• Мы снизили операционные расходы.

• Мы повысили цены на газ для конечных потребителей-коммунальных предприятий и всех категорий населения на 50 процентов (предварительное мероприятие). В то же время, домохозяйства, которые получают субсидии и компенсации согласно соответствующему закону, будут получать дополнительные субсидии в счет компенсации следствий повышения цен. Средства на реализацию этой программы социальной помощи на 2010 год предусмотрены в полном объеме с помощью поддержки ресурсов, полученных от международных финансовых учреждений.

• Мы также отменили льготные цены на газ, который отпускается для сахарной, химической, минеральных-удобрений и металлургической областей и будем поддерживать цены на газ для промышленных потребителей на паритетном уровне к цене на импортированный газ.

• Дополнительное повышение цены на газ будет необходимым для того, чтобы установить единую для всех потребителей цену на газ, паритетную с ценами на импортированный газ, и обеспечить НАК "Нафтогаз" ресурсами, в которых он нуждается для усовершенствования инфраструктуры и выполнение своих обязательств, не полагаясь на ресурсы из бюджета. С этой целью дополнительное 50 процентное повышение цены на газ для населения и предприятий Т(епло)К(оммун)Э(нерго) должны вступить в действие в апреле 2011 года. Цены на газ для населения и предприятий ТКЭ будут продолжать повышаться каждые полгода, пока не будет достигнут паритет между уровнем цен на газ на внутреннем рынке и на импортированный газ. После этого все цены на газ будут корректироваться по необходимости, чтобы отвечать уровню рыночных цен.

• Для обеспечения передачи роста цены на газ для коммунальных предприятий к их конечным потребителям был одобрен закон о передаче полномочий по установлению тарифов на отопление для коммунальных предприятий новому независимому регулятору (предварительное мероприятие). Этот независимый регулятор начнет действовать не позднее, чем начиная с конца 2010 года. Пока такой новый регулятор будет формироваться, закон предоставляет полномочия Национальной комиссии по регулированию электроэнергетики (НКРЭ) на установление тарифов на отопление для коммунальных предприятий.

• Мы будем поддерживать усилия НАК "Нафтогаз" по сбору долговых платежей. В частности, до конца сентября мы утвердим законодательное решение, которое отменит действие закона "О временном запрете взыскания с граждан Украины пени за несвоевременное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги"; таким образом со всех задолженностей по уплате за жилищно-коммунальные услуги, накопленных после 1 октября 2010 года, будут взиматься штрафы. Мы также введем распределительные счета для предприятий ТКЭ. Закон по этому вопросу был одобрен Парламентом.

13. Мы также преисполнены решимости обратиться к дополнительным мерам по усилению прозрачности и управления в газовом секторе в соответствии с  принципами Брюссельской декларации (структурный маяк). В этом контексте: (i) был одобрен закон по вопросам газового сектора, который отвечает требованиям Директивы ЕС 2003/55/EC; а также (іі) был обеспечен прогресс на пути к вступлению в EІTІ (Инициатива по развитию прозрачности в добывающих областях промышленности) и Европейского энергетического общества.

Б. Монетарная и валютно-курсовая политика

14. Основной целью монетарной политики будет удержание уровня базовой инфляции в пределах однозначных показателей в этом году и снижение общего ИПЦ (Индекс Потребительских Цен) до уровня не более 5 процентов в среднесрочной перспективе. Уровень инфляции остается существенно большим чем средний уровень в странах ЕС и у наших торговых партнеров. Для того, чтобы достичь целей, которые ставит наша монетарная программа, а также целей относительно инфляции, - по мере того, как будет восстанавливаться наша финансовая система и механизмы трансмиссии станут более зрелыми - мы будем более четко ориентировать нашу монетарную политику на преобладающее использование процентной ставки в качестве основного инструмента монетарной политики и обеспечение гибкости обменного курса. В частности, с целью предотвращения формирования риска усиления инфляции в контексте возрастающей банковской ликвидности, мы активизировали операции по поглощению избыточной ликвидности за счет наращивания усилий по размещению депозитных сертификатов, операций РЕПО и непосредственной продажи государственных ценных бумаг, а также установив требование, соответственно  которому банки обязаны держать всю сумму обязательных резервов на отдельном счете в Национальном банке Украины (НБУ). В этом контексте мы повысили процентные ставки на депозитные сертификаты и операции РЕПО со сроком погашения 3 месяца, установив их в диапазоне 7-9   процентов. В будущем мы будем продолжать удерживать положительную в реальном измерении ставку рефинансирования, а также улучшим систему сообщений о наших намерениях в области монетарной политики. Мы будем устанавливать процентные ставки, используемые как основной инструмент монетарной политики, на регулярных и заранее объявленных заседаниях Правления НБУ, а также будем публиковать в тот же день экономические причины принятия такого решения.

15. Мы будем проводить мониторинг нашей программы, установив целевые показатели монетарных агрегатов (Таблица 3, Приложение І). Мы имеем намерение выдерживать верхнюю границу чистых внутренних активов (ЧВА) и нижнюю границу чистых международных резервов (ЧМР) согласно показателям, приведенным в Таблице 3, Приложения І (количественные критерии эффективности). Как ожидается, денежная база возрастет приблизительно на 14 процентов в 2010 году, что соответствует нашей цели относительно базовой инфляции, учитывая   прогнозируемый рост номинального ВВП и динамику спроса на деньги. Мы готовы корректировать нашу монетарную политику в случае появления давления на инфляцию или обменный курс. В этом контексте, целевой показатель с ЧМР разрабатывается таким образом, чтобы обеспечить возрастающую адекватность уровня международных резервов. Мы будем воздерживаться от изменений относительно требований к резервам и использованию административных рычагов без предыдущих консультаций с экспертами МВФ.

16. На выполнение поставленных целей, мы придаем большое значение вопросу усиления независимости и подотчетности НБУ. Согласно  рекомендациям МВФ будут введены в действия изменения в Закон о НБУ (предварительное мероприятие). Эти изменения, в частности, будут предусматривать:

• определение четкой иерархии целей НБУ соответственно  положениям Конституции Украины. В частности установки, что при выполнении своей основной функции, НБУ должны выходить из приоритетности достижения и поддержки ценовой стабильности в государстве;

• усиление автономии НБУ с целью обеспечения эффективного выполнения им его функции монетарной политики (в том числе через запрет назначать в состав Рады НБУ лиц с конфликтом интересов); а также

• усиление финансовой автономии и прозрачности НБУ согласно  оптимальной международной практике.

17. Для того, чтобы обеспечить соответствие со своей основной обязанностью, НБУ внесет изменения в Постановление НБУ № 47 (предварительное мероприятие). Более конкретно это будет означать: (i) отмену кредитов стимулирования; (іі) ограничение предоставления стабилизационных займов до исключительных случаев, когда их будут предоставлять платежеспособным и финансово жизнеспособным банкам в напряженные периоды недостаточного финансирования, максимум на трехмесячный срок, с ограниченной возможностью пролонгаций (не более чем четыре раза или максимум до 1 года); а также (ііі) введение мер, чтобы такие займы обеспечивались адекватным, высококачественным залогом (как например, государственные ценные бумаги) и стоили дорого, и подлежали соответственному контролю и действию мероприятий банковского надзора. При отсутствии возобновления системного оттока депозитов, мы не будем предоставлять новых займов на поддержку ликвидности при чрезвычайных условиях, а также – как только позволят обстоятельства - отзовем существующую поддержку, которая предоставлялась на случай чрезвычайных ситуаций. Действующие займы рефинансирования, которые отвечают критериям Постановления № 47 с поправками, будет пролонгированы в рамках стабилизационных займов, или свернуты. Мы не будем пролонгировать и не будем предоставлять новых займов на поддержку ликвидности ни одному неплатежеспособному банку. Мы будем признавать потери за балансовым счетом НБУ в полном соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности ІFRS. В конце концов, вводя программу рекапитализации, мы будем избегать необоснованной монетарной экспансии и будем обеспечивать защиту финансовой позиции НБУ. Согласно  вышеизложенному, Правительство не будет возобновлять требование, которое обязывает Национальный банк выкупать по номинальной стоимости облигации, выпущенные с целью рекапитализации банков, после того, как оно утратит действие в связи с окончанием срока действия в конце 2010 года.

18. Мы также продолжаем прилагать усилия для улучшения функционирования валютного рынка. Наша стратегия интервенций и в дальнейшем будет оказывать содействие большей гибкости обменного курса с одновременным постепенным восстановлением адекватного уровня международных резервов по мере того, как на это будут позволять условия рынка. Для этого:

• Мы будем продолжать устанавливать официальный обменный курс на уровне среднего значения курса на межбанковском рынке за предыдущий день с отклонением, которое не будет превышать 2 процента (постоянный критерий выполнения).

• Мы отменим действующие валютные ограничения, которые относятся к компетенции Фонда, а также практику существования нескольких параллельных обменных курсов, и оптимизируем и, насколько это будет обосновано, уменьшим объем других регуляторных ограничений, которые имеют влияние на операции на валютном рынке. Для этого мы осуществим пересмотр действующих нормативно-регулятивных актов. По результатам этого обследования, после консультаций с участниками финансового рынка, до конца октября мы разработаем график поэтапного решения вопроса относительно ограничений, которые могли бы быть упразднены или смягченные без угрозы стойкости платежного баланса и финансовой системы (структурный маяк). Как первый шаг, мы отменили требование относительно регистрации иностранных инвестиций и отменили запрет на досрочное погашение внешних обязательств. Мы обратимся к Фонду с просьбой о принятии валютных ограничений, которые входят в сферу компетенции Фонда и по нашему мнению являются необходимыми по причинам платежного баланса,

• Мы также будем оказывать содействие развитию рынка форвардных валютных операций до конца марта 2011 года.

B. Политика финансового сектору

19. Реформирование финансового сектора сосредоточится на решении вопросов проблемных банков и рекапитализации системных банков, а также на введении в действие основных законодательных актов и положений. Благодаря нашим усилиям относительно увеличения уровня капитала и решения проблем в проблемных банках было достигнута стабилизации банковского сектору. Однако необходимо продолжать работу в этом направлении соответственно  нашим принципам прозрачности и с наименьшими затратами для государственного сектора с тем, чтобы обеспечить платежеспособность и жизнеспособность всех банков в условиях существенных и частично скрытых потерь.

20. Мы обеспечим полную капитализацию банков не позднее конца декабря 2010 года (структурное мероприятие). Банки завершили проведение расширенного аудита в апреле и подали программы капитализации, которые должным быть утверждены НБУ до конца июля. Частные акционеры обязаны завершить пополнение обещанных объемов капитала не позднее конца 2010 года, в противном случае в процесс урегулирования проблем банка(-ов) вмешается государство и, по необходимости, они будут рекапитализированы, или другим способом решены их проблемы соответственно  стратегии реструктуризации, согласованной с МВФ и Мировым Банком. Кроме того:

• Мы поддержим решение вопроса относительно банка "Надра", которое будет согласовывать с целью минимизации стоимости этого решения для Правительства, при условии, что (i) международно признанной аудиторской компанией будет проведен полный аудит с соблюдением стандартов международной финансовой отчетности ІFRS для оценки полного объема необходимой рекапитализации. Причем эта аудиторская компания должна быть нанята и "Техническое задание на осуществление аудиту" должно быть окончательно согласовано в процессе консультаций с МВФ не позднее 30 июля 2010 года, а аудит должен быть завершено до конца октября 2010 года (структурный маяк), а также (іі) до конца ноября 2010 года будут достигнуты договоренности с соответствующим и благоприятным инвестором, который предоставил жизнеспособный бизнес-план восстановления прибыльности банка. До конца 2010 года банк должен быть полностью рекапитализован путем внесения денежной наличности наперед. Процесс рекапитализации будет завершен согласно установленным процедурам, в т.ч. тех, что приведены в Постановлении Кабинета Министров № 960. Если это окажется невозможным, мы в кратчайший срок обеспечим решение проблем этого банка согласно положениям закона о Банках и банковской деятельности, задействовав методы, которые потребуют наименьших расходов со стороны Правительства.

21. Мы будем принимать меры относительно усиления государственных банков. Мы проведем придирчивый аудит (в формате "дью дилидженс") двух государственных банков с привлечением международно признанной аудиторской компании, чтобы проанализировать их работу в рамках существующей системы управления до конца декабря 2010 года (структурный маяк), и после этого сформулируем планы относительно укрепления позиций этих банков. Техническое задание на осуществление аудита в формате "дью дилидженс" будет согласовано в процессе консультаций с МВФ. Аудит в таком формате будет предусматривать оценку (i) основных финансовых, юридических и операционных рисков; (іі) адекватности средств управления рисками и внутреннего контроля; а также (ііі) будущей жизнеспособности банка при развитии разных сценариев. Относительно трех банков, рекапитализованных с участием государства, мы обратимся к международно признанному финансовому советнику с целью оценить потенциал этих банков и получить рекомендации относительно того, реструктурировать ли их и подготовить для продажи, или провести упорядоченное свертывание их деятельности с максимальным отчислением средств в пользу государства. С учетом немедленной потребности обеспечить свою прибыльность, рекапитализованные с участием государства банки соответственно  кредитных политик, утвержденных их руководящими органами, не будут предоставлять займов по ставкам, ниже рыночной процентной ставки по кредитам, которые берет сам банк, плюс умеренная надбавка.

22. С целью решения проблемы невозвращения "плохих" займов мы создадим систему, которая поможет четко определять и оказывать содействие решению проблемных займов. Консультируясь с экспертами МВФ и Мирового Банка, а также представителями финансового сектору, мы разработаем стратегию конструктивного подхода к решению проблемы неработающих займов, которые накапливаются в банковской системе, определив препятствия на пути к эффективному решению этого вопроса, а также необходимые изменения в действующее законодательство и нормативные акты. Необходимые изменения в законы и нормативные акты будет введено в действие до конца июня 2011 года (структурный маяк), в том числе к Закону Украины "О восстановлении платежеспособности должников или объявление его/ее банкротом", а также других законодательно-нормативных актов по этим вопросам для ускорения процесса признания неплатежеспособности, повышение его прозрачности и содействие досудовой реструктуризации, в т.ч. через процедуры ускоренного получения судебного постановления для соглашений про реструкруризацию, переговоры по которым были проведены в досудовом порядке. Мы обратимся к Фонду с просьбой о предоставлении технической помощи в разработке изменений и дополнений к "Закону о банкротстве", которые бы предусматривали процедуры ускоренного процесса принятия планов реструктуризации, согласованных во внесудебном порядке, а также решение вопросов относительно налогообложения и других связанных с этим вопросов.

23. Мы примем другие меры, направленные на укрепление банковской системы. Мы представим на рассмотрение изменения в действующее законодательство для внедрения консолидированного надзора до конца сентября 2010 года, и разработаем вспомогательную нормативную базу в течение 6 месяцев с момента введения его в действие. До конца сентября 2010 года соответственно  советам Фонда и рекомендаций ЕС, мы представим на рассмотрение необходимые поправки к законодательству, которые будут оказывать содействие более полному раскрытию информации относительно окончательных контролеров банков. Мы будем продолжать укреплять существующую нормативную базу относительно классификации займов и формирование резервов для покрытия потерь по займам, Мы продолжим работу над составлением Меморандумов о взаимопонимании с надзорными органами иностранных государств, банки которых имеют [существенное] присутствие в Украине. По согласованию с экспертами МВФ и Мирового Банка мы также будем осуществлять мероприятия, направленные на дальнейшее усиление системы решения проблем банков, усовершенствование регулирования и надзора, и содействие консолидации банковского сектора. Существующий проект Постановления НБУ о "санационном банке" будет отозван и отредактирован с целью включения в него концепции "промежуточного банка" как инструмента решения проблем банка, который оказался в затруднительном положении.

ІV. Реформы, которые оказывают содействие росту

24. С целью направления Украины путем активного экономического роста и преодоление бедности в средне- и долгосрочной перспективе, наша программа предусматривает реформы, направленные на сокращение участия государства в экономике и мероприятия по привлечению внешних и внутренних инвестиций, которые будут служить источником этого роста. В частности, мы сосредоточим свои усилия на следующих направлениях:

• Государственные закупки. Консультируясь с Мировым Банком и ЕС, мы ввели в действие новый Закон о государственных закупках, которые в целом отвечает оптимальной практике ЕС.

• Дерегуляция и инвестиции. Мы будем сотрудничать с экспертами ОЕСР и Мирового Банка для того, чтобы определить и оптимизировать процесс ликвидации основных регуляторных и инфраструктурных "узких мест", которые препятствуют притоку инвестиций в Украину. Любые инвестиционные инициативы проводимые Правительством будут находить полное отображение в бюджете.

• Социальная защита. Начиная реформы, мы будем обеспечивать защиту для беднейших и наиболее социально уязвимых групп населения, опираясь на советы Международных финансовых учреждений.

V. ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

25. Мы понимаем важность завершения обновления защитных механизмов НБУ к первому пересмотру программы "Стенд-бай". Для содействия этому, мы уполномочим внешних аудиторов НБУ предоставить специалистам МВФ всю необходимую информацию, включая письма к руководству за 2008-2009 года, и провести обсуждение непосредственно с экспертами МВФ. Мы также обязуемся принять миссию по вопросам защитных механизмов и предоставлять ей всю необходимую информацию без каких бы то ни было задержек, включая информацию о банках-корреспондентах и размещения иностранных резервов. Мы также решим вопросы, которые еще остались после проведения оценки защитных механизмов НБУ в 2008 году, включая изменения в законодательные акты с целью усиления независимости НБУ, его управления и практик финансовой отчетности; внедрение надзорного аудита через утверждение плана действий для решения периодически возникающих проблем относительно отчетности и контроля, которые были определены внешним аудитором НБУ, и завершение внешнего просмотра функции внутреннего аудита.

VІ. МОНИТОРИНГ ПРОГРАММЫ

26. Мониторинг программы будет осуществляться путем регулярных ее пересмотров, осуществление предыдущих мероприятий, количественных критериев выполнения и индикативных целей, а также структурных маяков. График выделения средств в рамках программы и график просмотра программы изложен в Таблице 1 этого Меморандума. Предыдущие мероприятия и структурные маяки приведены в Таблице 2; а количественные цели состоянием на конец сентября 2010 года и на конец декабря 2010 года, а также постоянные критерии выполнение изложено в Таблице 3. Общая позиция руководства Украины и экспертов МВФ относительно количественных критериев выполнения и структурных маяков, приведенных в этом Меморандуме, детально изложенная в ТМП (Техническом Меморандуме о согласии), который прилагается к этому Меморандуму.

Приложение I. Таблица 1. Суммы и этапы доступа к финансированию в рамках предложенного соглашения "стенд-бай"

Сумма выделенных средств в пределах транша

 

 

Дата В млн. СПЗ В процентах квоты Условия предоставления
28 июля 2010г. 1,250  91.1  Одобрение Соглашения Советом Директоров
30 ноября 2010г.  1,000 72.9 Завершение первого просмотра и соблюдение критериев эффективности состоянием на конец сентября 2010г.
15 марта 2011г. 1,000  72.9 Завершение второго просмотра и соблюдение критериев эффективности состоянием на  конец декабря 2010г.
15 июня 2011г. 1,000  72.9 Завершение третьего просмотра и соблюдение критериев эффективности состоянием на  конец марта 2011г.
15 сентября 2011г. 1,000 72.9 Завершение четвертого просмотра и соблюдение критериев эффективности состоянием на конец июня 2011г.
15 декабря 2011г. 1,000 72.9 Завершение пятого просмотра и соблюдение критериев эффективности состоянием на конец сентября 2011г.
15 марта 2012г. 1,000 72.9 Завершение шестого просмотра и соблюдение критериев эффективности состоянием на конец декабря 2011г.
15 июня 2012г. 1,000 72.9 Завершение седьмого просмотра и соблюдение критериев эффективности состоянием на конец марта 2012г.
15 верезня 2012г. 1,000 72.9 Завершение восьмого просмотра и соблюдение критериев эффективности состоянием на конец июня 2012г
15 декабря 2012г.  750 54.7 Завершение девятого просмотра и соблюдение критериев эффективности состоянием на конец сентября 2012г.
Всего 10,000 728.9  

                                    

Приложение I. Таблица 2. Украина: Предварительные мероприятия и структурные маяки

Мероприятие Контрольная дата
Предварительные мероприятия
1.Ввести в действие изменения и поправки в бюджет, которые будут предусматривать фискальные мероприятия на сумму 16 млрд. грв., что будет согласовываться с показателем дефицита сектора общегосударственного управления на 2010 год, который равняется 5.5 процентам ВВП, и обязательствами, отображенными в МФЕП, параграф 10.  
2.Повысить тарифы на газ для всех категорий населения и предприятий ТКЭ на 50 процентов (МЕФП, параграф 12)  
3.Ввести в действие изменения и поправки к закону о НБУ в соответствии к рекомендациям МВФ (МЕФП, параграф 16)  
4.Внести поправки в Постановление № 47 в в соответствии к рекомендациям МВФ (МЕФП, параграф 17)  
5.Принять законодательство, по которому полномочия по установлению тарифов на отопление для предприятий ТКЭ будет передано новому независимому регулятору (МЕФП, параграф 12)  
Структурные маяки
1.Утвердить законодательное решение по отмене действия закона "О временном запрете взыскания пени за несвоевременное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги", для того, чтобы задолженности, накопленные после 1 октября 2010 года подлежали действию штрафов (МЕФП, параграф 12)     /конец сентября 2010 г.
2.Согласовать с экспертами Фонда график поэтапного отмены действующих ограничений, которые касаются валютного рынка и движения капиталов (МЕФП, параграф 18)   / конец октября 2010 г.
3.Осуществить полный аудит банка "Недра" соответственно  стандартам ІFRS прежде чем  принять любое решение относительно решения его проблем (МЕФП, параграф 20)   /конец октября 2010 г.
4.Ввести в действие законодательство, необходимое для внедрения Пенсионной реформы в соответствии с обязательствами, отображенными в МФЕП, параграф 10    /конец декабря 2010 г.
5.Все банки должны выполнить требование об обеспечении адекватного уровня капитала, а банки с недостаточным уровнем капитализации должны нарастить свой капитал соответственно  принятым планам (МЕФП, параграф 20)    /конец декабря 2010 г.
6.Завершить аудит в формате "дью дилидженс" для государственных банков в соответствии с параграфу 21 МФЕП    /конец декабря 2010 г.
7.Начать внедрение стратегии реформирования и реструктуризации НАК Нафтогаз в соответствии с принципами Брюссельской декларации (МЕФП, параграф 13)    /конец декабря 2010 г.
8. Внести поправки в Закон "Об отчислении на обязательное пенсионное страхование" 400/ 97-ВР для того, чтобы на постоянной основе отменить начисление на куплю-продажу иностранной валюты (МЕФП, параграф 10)    /конец декабря 2010 г.
9.Разработать комплексный план государственной административной реформы с целью улучшения эффективности затрат в контексте предоставления государственных услуг (МЕФП, параграф 11)     /конец марта 2011 г.
10.Принять поправки к Закону Украины "О восстановлении .платежеспособности должника или признания его банкротом" и связанных нормативных актов с целью расширения прав кредиторов (МЕФП, параграф 22)    /конец июня 2011 г.

Приложение I. Таблица 3. Украина: Количественные критерии эффективности 1/

(конец периода; в млн. Грв.,если не указано другое)

 

  2010
конец июня, факт сентябрь целевой показатель декабрь целевой показатель
I. Критерии эффективности        
"Потолки" на кассовый дефицит сектора общегосударственного управление (- предусматривает профицит) 2/   ...    47,000 60,000
"Потолки" на кассовый дефицит сектора общегосударственного управление включительно с НАК "Нафтогаз"    (- предусматривает профицит) 2/   ...     56,000  71,000
Нижняя граница на изменение нарастающим итогом чистых  международных резервов НБУ (в млн. долл. США)3/ 19,172  -915 -2,860
"Потолки" на смену нарастающим итогом чистых внутренних активов 3/ 67,913 9,916 25,733
"Потолки" на гарантированный государством долг 2/    ... 15,000 15,000
ІІ. Постоянно действующий критерий эффективности      
Ненакопление просроченной задолженности по погашению внешнего долга сектору общегосударственного управления 0 0 0
ІІІ. Индикативные целевые показатели      
"Потолки" на изменения нарастающим итогом денежной базы 3/ 219,506 5,040 5,454
Потолок на объем задолженности по возмещению НДС ... 3,000 0

Источники: Официальные органы власти Украины; а также прогнозы и оценки экспертов МВФ

1/ Определение и корреляторы даются в Техническом меморандуме о взаимопонимании (TMВ).

2/ Данные отображают изменения нарастающим итогом, считая от 1 января соответствующего года.

3/ Данные отображают изменения нарастающим итогом, считая от 1 июля соответствующего года.

     Данные за июнь 2010 г. отображают абсолютный уровень показателя.

 

 Перевод на русский язык www.economics.kiev.ua

Оригинал текста на украинском языке: http://bank.gov.ua/Publication/others/Мemorandum.pdf

 

 














  


 
 [ главная Сборник статей по экономике Игоря Аверина © 2006-2009  [ вверх
© Все права НЕ защищены. При частичной или полной перепечатке материалов,
ссылка на "www.economics.kiev.ua" желательна.
Яндекс.Метрика