Дефицит бензина или "революция пустых канистр"?
2007.11.14
Цены на бензин в России снова начали расти. На рынке почти не осталось свободного топлива. Если в ближайшие две недели положение не улучшится, цены на заправках, могут вырасти на 1,5-2 рубля за литр. Ситуация объясняется плановыми ремонтами на перерабатывающих заводах в сентябре и высокими ценами на мировом рынке. Участники рынка говорят о необходимости создания единого центра, который бы координировал график ухода НПЗ на профилактические работы.
По данным Росстата, потребительские цены на автобензин за неделю с 30 октября по 6 ноября в среднем по России показали максимальный с начала года прирост - 0,4%. При этом в следующие 7 дней в среднем по России стоимость А-80 и А-92 выросла еще на 0,7%, а дизтоплива - на 2%.
Темпы роста оптовых цен еще выше. За первую неделю ноября средняя оптовая цена на бензин Аи-92 выросла на 5,5%, дизтопливо - на 4,4%.
Политолог Анатолий Баранов полагает, что ситуация на рынке топлива разительно напоминает "табачный кризис" в Москве в августе 1990-го года, который, по существу, стал экономическим прологом к драме 1991-го года. Тогда роль бензина в его влиянии на рост массвого недовольства политикой властей была существенно ниже, чем у табачных изделий, на производство и реализацию которых существовала государственная монополия.
"Табачный кризис" 1990-го года был спланирован просто и гениально - обычно на профилактику останавливался 1 раз в два года один из двух московских табачных заводов - либо "Ява", либо "Дукат". В этот период другой завод продолжал работать, плюс к тому создавался складской запас, в основном из болгарских сигарет. В 1990-м же году складской запас сигарет начали расходовать еще в мае, и когда в августе неожиданно остановились "на профилактику" сразу и "Ява", и "Дукат", в Москве просто не осталось сигарет и папирос вообще.
"Я очень хорошо помню, как вице-мэр столицы Иосиф Орджоникидзе, которому поручили "разруливать" ситуацию, показал две пачки болгарских сигарет и сказал, мол, вот все его личные запасы, а дальше хоть на стенку кидайся", - припомнил Анатолий Баранов.
"Для верности" на границе, в Чопе (тогда это был еще СССР) почему-то задержали несколько составов с болгарскими сигаретами, и они стояли там больше недели. Результат был ошеломляющий - многочасовые очереди, перевернутые и даже сожженные табачные ларьки, абсолютно бешеное население целого 10-миллионного города. Цены на сигареты у спекулянтов взлетели сразу с 30 копеек до 3-х рублей, и все равно, естественно, курева не хватало. Когда примерно через месяц ситуация вошла в нормальное русло, авторитет власти был уже ниже грязи, и буквально через 10 месяцев народ толпой побежал голосовать за первого президента Ельцина, первого мэра Гавриила Попова и за Собчака в Ленинграде. А еще через два месяца под общее ликование произошла "славная победа" 22 августа 1991 года, Горбачев фактически потерял власть, и Союз начал распадаться. А роль "табачного кризиса" в формировании массового недовольства властью осталась недооцененной историками, но специалистами в области создания кризисов, видимо, была не забыта.
"Табачный рынок сегодня диверсифицирован, и сформировать кризис, подобный случившемуся в 1990-м году очень непросто, - заметил по данному поводу анатолий Баранов, - а вот на рынке топлива наличествует естественный монополизм, и при колоссальном росте доли автомобильных перевозок в последнее десятилетие, тотальной автомбилизации населения дефицит топлива может привести к колоссальным кризисным явлениям, воздействовать на массовое сознание и даже смести власть. Случится ли революция пустых канистр? Да кто ж знает... А вот что она вполне может произойти, это очевидно".