Мировая экономика Статьи по мировой экономике
  Новости
  Классические статьи по экономике
  Деньги
  Золото
  Нефть (ресурсы)
  США
  Демократия
  Ближний Восток
  Китай
  СССР и Россия
  Евросоюз
  Югославия
  Третий Мир
  Сельское хозяйство
  Производство
  Социальные вопросы экономики
  Образование
  Современная экономика
  Проблемы современной экономики
  Экономическая карта мира.
  Геополитика
  Государство
  Экономика будущего
  Наука
  Энергетика
  Международные фонды
  Всемирная торговая организация
  Катастрофы
  Терроризм
  Религия, Идеология, Мораль
  История
  Словарь терминов

Опрос
На Ваш взгляд Украина должна интегрироваться с
Евросоюзом
Россией
Или играть в "независимость" на транзитных потоках


Результаты

Спонсор проекта:
www.svetodiody.com.ua

  

Образование >> Образование в Германии >> Немецкая образовательная система глазами обычной школьницы

Немецкая образовательная система глазами обычной школьницы

 

Многие хвалят зарубежные системы образования, к примеру, английскую и немецкую, а там, «у них», наоборот, ищут русских, украинских - в общем, в прошлом, советских преподавателей. Дети из-за рубежа едут к нам учиться, а мы стремимся за границу, чтобы получить, как нам кажется,  более перспективное образование. Наши учителя уезжают, и, соответственно, некоторые иностранные преподаватели приходят на их место. Получается такой обмен. В принципе, он может продолжаться вечно, ведь каждый будет оставаться при своём мнении, но есть и люди, которые, как я, уже  в юном возрасте, не имея никаких предрассудков и никакого определённого мнения, могут на личном опыте сравнить учёбу за рубежом (в  моём случае в Германии) и на родине, в Украине. Я не буду делать никаких предпочтений, просто попытаюсь показать общее и разницу, плюсы и минусы – просто сравнить.
Структура украинской школьной системы вам известна: начальная школа - четыре года, затем средняя - на данный момент, в общем, всё длится двенадцать лет. В Германии же система иная. Кроме того, в каждой федеральной земле Германии школы многие вопросы решают самостоятельно, так что я, живя в городе Киле – столице земли Шлезвиг-Гольштейн, могу только говорить про школы этой самой северной федеральной земли. Так вот там, так же как и здесь, окончание начальной школы происходит после четырех лет обучения, я думаю, что это во всей стране так. Потом школьники получают направление в один из трёх видов школ следующей ступени, так как после начальной школы идёт разделение. Считается, что дети достаточно проучились, чтобы можно было справедливо оценивать их способности и возможности. А получают они, в зависимости от успехов в учёбе, направления в одну из трёх видов школ: в базовую школу (Hauptschule)– обучение с 5-го по 9-й класс, самый минимум, только основные (базовые) знания; в так называемую реальную школу (Realschule) – обучение с 5-го по 10-й класс, она даёт более глубокое и разностороннее образование; можно также получить направление в школу высшего уровня – гимназию (Gymnasium), подобно нашим лицеям и гимназиям – на данный момент срок обучения ещё с 5-го по 13-й класс, поступающим в гимназии в этом учебном году предстоит завершить обучение после 12-го класса, но об этом позже.
Теперь немного подробнее.
После базовой школы трудно многого достигнуть, так как образования, полученного за обучение всего лишь с 5-го по 9-й класс, просто не хватает, чтобы получить квалифицированную и хорошо оплачиваемую профессию. Зачастую в школы этого уровня попадают дети из менее обеспеченных семей, с менее хорошим воспитанием, дети, котором их будущее не так уж и важно. После окончания школы они получают самую простую и малоквалифицированную работу: со шваброй в своей же школе, в пекарнях у печи, или просто сидят дома с бутылкой пива, немецкие алкоголики предпочитают пиво. В некоторых землях базовые школы уже закрывают, ну и направление в них соответственно уже не дают. Их совмещают со средними, реальными, школами, потому что низкое образование, как правило, ни к чему не приводит.
Окончание реальной школы права поступления в ВУЗы не даёт. Зато после неё можно посещать примерно трёхлетние курсы обучения достаточно квалифицированным профессиям. А дополнительные предметы уже раньше помогают, настраивают на дальнейшую учёбу. В среднем большая часть населения Германии оканчивает школы именно такого уровня. Некоторые переходят в гимназии и продолжают там обучение, чтобы затем поступить в ВУЗ, но перейти в гимназию непросто.
В гимназиях самое длительное обучение, но с толком, так как по окончанию этой школы можно поступать в любой университет, вступительных экзаменов в ВУЗы нет, если это, конечно, не консерватория или нечто аналогичное, но важен средний бал выпускного табеля. Гимназии имеют часто какое-то определённое направление – с музыкальным, языковым, физико-математическим, спортивным или иным. Так как обучение в гимназиях длится очень долго, решили сократить его до двенадцати лет. Была разработана другая программа, с большим количеством часов учёбы в неделю и с более насыщенной программой.
Также есть общие или, так сказать, сводные школы (Gesamtschule). В них внутри есть все три уровня школ и можно их менять со временем, так как у большинства школьников после четвёртого класса ещё часто и кардинально меняется отношение к учёбе и жизни в принципе. Перейти в школу уровнем выше намного труднее, чем вылететь из школы и попасть в школу уровнем ниже или быть вынужденным остаться на второй год. Это, кстати, в Германии абсолютно нормальная ситуация, никто никуда не спешит и никого не гонит. Каждый может сам решать, торопится он или нет. Немало человек подают документы в университеты только в двадцать пять. В Украине же в этом возрасте большинство оканчивает обучение в высших заведениях, а многие уже полноценно работают.  В Германии же  все намного спокойнее, но также есть и возможность поспешить и перескочить через класс, что тоже не является чем-то необычным.
Ну и, конечно, есть и так называемые специальные школы (Sonder-schule). Для просто безнадёжно ленивых или нездоровых детей.
Как видите, школьная система в Германии довольно громоздка. Многие этим недовольны. Слишком рано разделять и оценивать детей после четвертого класса, считают они. Не нравится многим и новая система обучения в старших классах гимназии. Раньше можно было откидывать часть предметов и выбирать себе основные по собственному вкусу.  Они могли быть из совсем разных категорий – математика, рисование и французский язык, например. Эти предметы не влияли также на дальнейшее поступление в университет. Они и сейчас на это не влияют, но уже нельзя выбирать отдельные предметы, а только общие направления, каждое с определённой программой. Таким образом, уменьшается возможность выбора для школьников, происходит более чёткая специализация, учёба длится больше часов в неделю. Казалось бы, что с выбором направления отпадают все остальные предметы – нет. В программе должны быть не только предметы специализации и так называемые основные предметы (математика, немецкий и английский языки), а и всего остального по чуть-чуть. Получается, что не происходит замена тебе не нужных предметов временем для главных предметов направления, а просто добавляются дополнительные часы обучения. Это многих не устраивает, так как в Германии, как и в многих других странах Европы, принято, что школьники в старших классах уже начинают работать. Также многие не торопящиеся жить немцы против «всех» двенадцати лет обучения, они считают программу в школах и так довольно трудной. Я не разделяю с ними это мнения, но к этому я вернусь позже. Короче говоря, всё это вызывает недовольство многих школьников, родителей и даже учителей, которые частично сами это всё и придумали. Из-за этого группового недовольства часто проходят демонстрации и даже забастовки школьников, да и взрослые часто принимают участие в таких «побоищах». А ведь по-другому это и не назовёшь. Всегда присутствует полиция, которая рано или поздно оканчивает шествие и велит всем идти по домам, но их боевая готовность нередко провоцирует школьников, охранники даже являются в шлемах, со щитами и дубинками, как будто у нас были бы шансы против них. Это приводит к тому, что только меньшинство их слушает, оставшаяся часть садится на улицы и дороги  и протестует дальше. Ни к чему хорошему такое не приводит, нередко это заканчивалось ударами дубинками, беготней от полицейских машин и визитами в полицейский участок. И всё это ради другой системы образования! Не слишком ли это? Немцев с детства приучают к демократии, вот они и хотят иметь право с детства участвовать в принятии решений, которые ведь на самом деле касаются именно их будущего.
Я уверена, что в Украине бы всерьез и мысли никому бы не пришло добиваться такими методами того, чтобы дали ещё один год обучения в школе. Так же демократична и программа в школах. В моей так точно. Вот я и возвращаюсь к «строгой» программе образования. Это программа мне так практически не заметна, наверняка она существует, но мы нередко стоим «над» ней. Учебники на уроках немецкого языка, конечно, существуют, но я не помню, чтобы мы ими пользовались, ведь обязательной литературы и такого предмета вообще нет. Мы всем классом голосуем, как это и положено в такой демократичной стране, и выбираем книгу, которую хотим читать. Правда, что также нормально, рано или поздно учитель, которому не нравится выбранная книга, вспоминает о старой доброй монархии и берёт решение на себя. Что опять приводит к тому, что школьники, которые вспоминают что-то из урока истории только тогда, когда оно им выгодно, начинают цитировать великих демократов и напоминать про права детей Евросоюза. Так мы обычно и проводим несколько уроков. То же самое на физике или истории. На физике мы выбираем темы. А казалось бы, что выбирать на истории? Ведь всё должно проходится по порядку. Но нет, нам предоставлен, к примеру, век и мы говорим, что мы о нём знаем и хотели бы ещё узнать, потом, опять же методом голосования, выбирается событие, которое мы хотим обсуждать. Но мы меньше зубрим даты, числа и имена, больше изучаем образ жизни людей в те времена, их отношения. Мы получаем примеры каких-то средних семей и обсуждаем, как именно им, наверное, приходилось жить. Наша задача – понять позиции и поступки, их логику, уметь аргументировать все действия. Мы изучаем так называемую микроисторию. Это не лучше и не хуже – просто не так, как в бывшем СССР.
А ещё в Германии большое внимание уделяют языкам. В гимназиях, кроме немецкого, изучают ещё три языка. Английский, разумеется, а далее в каждой школе по-разному, но обычно, на выбор, французский, латынь и испанский. В некоторых гимназиях есть ещё и древнегреческий, итальянский, китайский, а иногда даже русский. На самом деле, я считаю, что уделять языкам такое значение, это правильно, ведь они – это возможность коммуникации. Чем больше языков человек знает, тем больше у него перспектив.
Не менее важный предмет в школах – спорт, которому также уделяется много внимания. Два раза в год проводятся соревнования: по лёгкой атлетике и по спортивной гимнастике. На состязаниях по лёгкой атлетике требуются просто нормативы по бегу на короткие дистанции, прыжки в длину и броски мяча в длину. Затем проводятся соревнования классных команд, на выбор, по футболу, волейболу, баскетболу, гандболу, стритболлу, многим другим видам спортивных игр, и даже «выбивному», однако с совсем другими правилами, чем мы их знаем из дворовых игр. На спортивной гимнастике речь идёт только о личных достижениях: прыжки через козла, коня, всякие менее трудные препятствия и через так называемого голубого слона, на нём упражнения доходят даже до сальто. Также надо демонстрировать умения на спортивных матах: различной трудности стойки на руках, кувырки, флик-фляки и. т. д.. Ещё должны быть выполнены упражнения на таких снарядах, как кольца, бревно и групповые упражнения. По моему мнению, то, что требуется для средних успехов по этим соревнованиям, превосходит возможности среднего ребёнка. Но зато всё это способствует разностороннему развитию школьников. И, к сожалению, в университетах уже нет такого предмета, как общая физическая подготовка, но предоставлены все возможности для личных занятий в прекрасных спортивных залах.
Для личного развития в Германии есть много кружков, однако подход к работе в них там совсем другой – не хочешь, не делай. Бесплатные занятия там обычно всего лишь один раз в неделю по сорок пять минут. Толку от них в среднем большого нет, особенно если это – школьные кружки. Но если заниматься, не важно, платно это или бесплатно, но несколько раз в неделю, можно добиться больших успехов. В спорте есть очень много предложений, также предлагаются и индивидуальные занятия музыкой. Очень часто игру на различных музыкальных инструментах преподают учителя советской школы, они там очень ценятся. Конечно, в системе «раз в неделю для собственного удовольствия» есть и исключения, например, детский и юношеский хор при нашем оперном театре. Официальные занятия проводятся тоже только один раз в неделю, но за счёт дополнительных репетиций перед выступлениями, которые проходят почти каждый день и по несколько часов, хор добивается немалых успехов. Как уже упомянуто, принцип такой: хочешь – делай и добьешься своего в любых условиях, не хочешь – не делай, и никто тебя заставлять не будет.
Это принцип всей учёбы в Германии. Лучше это или хуже, чем в Украине, сказать, по-моему, нельзя. Каждый предпочитает и выбирает разное. В каждой стране, в каждой школе, больше внимания придают разным вещам. И это естественно. Ведь хорошо, если есть выбор.

Ольга Грицкая

Для сайта www.economics.kiev.ua

13.08.2009


 

 














  


 
 [ главная Сборник статей по экономике Игоря Аверина © 2006-2009  [ вверх
© Все права НЕ защищены. При частичной или полной перепечатке материалов,
ссылка на "www.economics.kiev.ua" желательна.
Яндекс.Метрика