Немецкая образовательная система глазами обычной школьницы
Многие хвалят зарубежные системы образования, к примеру, английскую и немецкую, а там, «у них», наоборот, ищут русских, украинских - в общем, в прошлом, советских преподавателей. Дети из-за рубежа едут к нам учиться, а мы стремимся за границу, чтобы получить, как нам кажется, более перспективное образование. Наши учителя уезжают, и, соответственно, некоторые иностранные преподаватели приходят на их место. Получается такой обмен. В принципе, он может продолжаться вечно, ведь каждый будет оставаться при своём мнении, но есть и люди, которые, как я, уже в юном возрасте, не имея никаких предрассудков и никакого определённого мнения, могут на личном опыте сравнить учёбу за рубежом (в моём случае в Германии) и на родине, в Украине. Я не буду делать никаких предпочтений, просто попытаюсь показать общее и разницу, плюсы и минусы – просто сравнить. Структура украинской школьной системы вам известна: начальная школа - четыре года, затем средняя - на данный момент, в общем, всё длится двенадцать лет. В Германии же система иная. Кроме того, в каждой федеральной земле Германии школы многие вопросы решают самостоятельно, так что я, живя в городе Киле – столице земли Шлезвиг-Гольштейн, могу только говорить про школы этой самой северной федеральной земли. Так вот там, так же как и здесь, окончание начальной школы происходит после четырех лет обучения, я думаю, что это во всей стране так. Потом школьники получают направление в один из трёх видов школ следующей ступени, так как после начальной школы идёт разделение. Считается, что дети достаточно проучились, чтобы можно было справедливо оценивать их способности и возможности. А получают они, в зависимости от успехов в учёбе, направления в одну из трёх видов школ: в базовую школу (Hauptschule)– обучение с 5-го по 9-й класс, самый минимум, только основные (базовые) знания; в так называемую реальную школу (Realschule) – обучение с 5-го по 10-й класс, она даёт более глубокое и разностороннее образование; можно также получить направление в школу высшего уровня – гимназию (Gymnasium), подобно нашим лицеям и гимназиям – на данный момент срок обучения ещё с 5-го по 13-й класс, поступающим в гимназии в этом учебном году предстоит завершить обучение после 12-го класса, но об этом позже. Теперь немного подробнее. После базовой школы трудно многого достигнуть, так как образования, полученного за обучение всего лишь с 5-го по 9-й класс, просто не хватает, чтобы получить квалифицированную и хорошо оплачиваемую профессию. Зачастую в школы этого уровня попадают дети из менее обеспеченных семей, с менее хорошим воспитанием, дети, котором их будущее не так уж и важно. После окончания школы они получают самую простую и малоквалифицированную работу: со шваброй в своей же школе, в пекарнях у печи, или просто сидят дома с бутылкой пива, немецкие алкоголики предпочитают пиво. В некоторых землях базовые школы уже закрывают, ну и направление в них соответственно уже не дают. Их совмещают со средними, реальными, школами, потому что низкое образование, как правило, ни к чему не приводит. Окончание реальной школы права поступления в ВУЗы не даёт. Зато после неё можно посещать примерно трёхлетние курсы обучения достаточно квалифицированным профессиям. А дополнительные предметы уже раньше помогают, настраивают на дальнейшую учёбу. В среднем большая часть населения Германии оканчивает школы именно такого уровня. Некоторые переходят в гимназии и продолжают там обучение, чтобы затем поступить в ВУЗ, но перейти в гимназию непросто. В гимназиях самое длительное обучение, но с толком, так как по окончанию этой школы можно поступать в любой университет, вступительных экзаменов в ВУЗы нет, если это, конечно, не консерватория или нечто аналогичное, но важен средний бал выпускного табеля. Гимназии имеют часто какое-то определённое направление – с музыкальным, языковым, физико-математическим, спортивным или иным. Так как обучение в гимназиях длится очень долго, решили сократить его до двенадцати лет. Была разработана другая программа, с большим количеством часов учёбы в неделю и с более насыщенной программой. Также есть общие или, так сказать, сводные школы (Gesamtschule). В них внутри есть все три уровня школ и можно их менять со временем, так как у большинства школьников после четвёртого класса ещё часто и кардинально меняется отношение к учёбе и жизни в принципе. Перейти в школу уровнем выше намного труднее, чем вылететь из школы и попасть в школу уровнем ниже или быть вынужденным остаться на второй год. Это, кстати, в Германии абсолютно нормальная ситуация, никто никуда не спешит и никого не гонит. Каждый может сам решать, торопится он или нет. Немало человек подают документы в университеты только в двадцать пять. В Украине же в этом возрасте большинство оканчивает обучение в высших заведениях, а многие уже полноценно работают. В Германии же все намного спокойнее, но также есть и возможность поспешить и перескочить через класс, что тоже не является чем-то необычным. Ну и, конечно, есть и так называемые специальные школы (Sonder-schule). Для просто безнадёжно ленивых или нездоровых детей. Как видите, школьная система в Германии довольно громоздка. Многие этим недовольны. Слишком рано разделять и оценивать детей после четвертого класса, считают они. Не нравится многим и новая система обучения в старших классах гимназии. Раньше можно было откидывать часть предметов и выбирать себе основные по собственному вкусу. Они могли быть из совсем разных категорий – математика, рисование и французский язык, например. Эти предметы не влияли также на дальнейшее поступление в университет. Они и сейчас на это не влияют, но уже нельзя выбирать отдельные предметы, а только общие направления, каждое с определённой программой. Таким образом, уменьшается возможность выбора для школьников, происходит более чёткая специализация, учёба длится больше часов в неделю. Казалось бы, что с выбором направления отпадают все остальные предметы – нет. В программе должны быть не только предметы специализации и так называемые основные предметы (математика, немецкий и английский языки), а и всего остального по чуть-чуть. Получается, что не происходит замена тебе не нужных предметов временем для главных предметов направления, а просто добавляются дополнительные часы обучения. Это многих не устраивает, так как в Германии, как и в многих других странах Европы, принято, что школьники в старших классах уже начинают работать. Также многие не торопящиеся жить немцы против «всех» двенадцати лет обучения, они считают программу в школах и так довольно трудной. Я не разделяю с ними это мнения, но к этому я вернусь позже. Короче говоря, всё это вызывает недовольство многих школьников, родителей и даже учителей, которые частично сами это всё и придумали. Из-за этого группового недовольства часто проходят демонстрации и даже забастовки школьников, да и взрослые часто принимают участие в таких «побоищах». А ведь по-другому это и не назовёшь. Всегда присутствует полиция, которая рано или поздно оканчивает шествие и велит всем идти по домам, но их боевая готовность нередко провоцирует школьников, охранники даже являются в шлемах, со щитами и дубинками, как будто у нас были бы шансы против них. Это приводит к тому, что только меньшинство их слушает, оставшаяся часть садится на улицы и дороги и протестует дальше. Ни к чему хорошему такое не приводит, нередко это заканчивалось ударами дубинками, беготней от полицейских машин и визитами в полицейский участок. И всё это ради другой системы образования! Не слишком ли это? Немцев с детства приучают к демократии, вот они и хотят иметь право с детства участвовать в принятии решений, которые ведь на самом деле касаются именно их будущего. Я уверена, что в Украине бы всерьез и мысли никому бы не пришло добиваться такими методами того, чтобы дали ещё один год обучения в школе. Так же демократична и программа в школах. В моей так точно. Вот я и возвращаюсь к «строгой» программе образования. Это программа мне так практически не заметна, наверняка она существует, но мы нередко стоим «над» ней. Учебники на уроках немецкого языка, конечно, существуют, но я не помню, чтобы мы ими пользовались, ведь обязательной литературы и такого предмета вообще нет. Мы всем классом голосуем, как это и положено в такой демократичной стране, и выбираем книгу, которую хотим читать. Правда, что также нормально, рано или поздно учитель, которому не нравится выбранная книга, вспоминает о старой доброй монархии и берёт решение на себя. Что опять приводит к тому, что школьники, которые вспоминают что-то из урока истории только тогда, когда оно им выгодно, начинают цитировать великих демократов и напоминать про права детей Евросоюза. Так мы обычно и проводим несколько уроков. То же самое на физике или истории. На физике мы выбираем темы. А казалось бы, что выбирать на истории? Ведь всё должно проходится по порядку. Но нет, нам предоставлен, к примеру, век и мы говорим, что мы о нём знаем и хотели бы ещё узнать, потом, опять же методом голосования, выбирается событие, которое мы хотим обсуждать. Но мы меньше зубрим даты, числа и имена, больше изучаем образ жизни людей в те времена, их отношения. Мы получаем примеры каких-то средних семей и обсуждаем, как именно им, наверное, приходилось жить. Наша задача – понять позиции и поступки, их логику, уметь аргументировать все действия. Мы изучаем так называемую микроисторию. Это не лучше и не хуже – просто не так, как в бывшем СССР. А ещё в Германии большое внимание уделяют языкам. В гимназиях, кроме немецкого, изучают ещё три языка. Английский, разумеется, а далее в каждой школе по-разному, но обычно, на выбор, французский, латынь и испанский. В некоторых гимназиях есть ещё и древнегреческий, итальянский, китайский, а иногда даже русский. На самом деле, я считаю, что уделять языкам такое значение, это правильно, ведь они – это возможность коммуникации. Чем больше языков человек знает, тем больше у него перспектив. Не менее важный предмет в школах – спорт, которому также уделяется много внимания. Два раза в год проводятся соревнования: по лёгкой атлетике и по спортивной гимнастике. На состязаниях по лёгкой атлетике требуются просто нормативы по бегу на короткие дистанции, прыжки в длину и броски мяча в длину. Затем проводятся соревнования классных команд, на выбор, по футболу, волейболу, баскетболу, гандболу, стритболлу, многим другим видам спортивных игр, и даже «выбивному», однако с совсем другими правилами, чем мы их знаем из дворовых игр. На спортивной гимнастике речь идёт только о личных достижениях: прыжки через козла, коня, всякие менее трудные препятствия и через так называемого голубого слона, на нём упражнения доходят даже до сальто. Также надо демонстрировать умения на спортивных матах: различной трудности стойки на руках, кувырки, флик-фляки и. т. д.. Ещё должны быть выполнены упражнения на таких снарядах, как кольца, бревно и групповые упражнения. По моему мнению, то, что требуется для средних успехов по этим соревнованиям, превосходит возможности среднего ребёнка. Но зато всё это способствует разностороннему развитию школьников. И, к сожалению, в университетах уже нет такого предмета, как общая физическая подготовка, но предоставлены все возможности для личных занятий в прекрасных спортивных залах. Для личного развития в Германии есть много кружков, однако подход к работе в них там совсем другой – не хочешь, не делай. Бесплатные занятия там обычно всего лишь один раз в неделю по сорок пять минут. Толку от них в среднем большого нет, особенно если это – школьные кружки. Но если заниматься, не важно, платно это или бесплатно, но несколько раз в неделю, можно добиться больших успехов. В спорте есть очень много предложений, также предлагаются и индивидуальные занятия музыкой. Очень часто игру на различных музыкальных инструментах преподают учителя советской школы, они там очень ценятся. Конечно, в системе «раз в неделю для собственного удовольствия» есть и исключения, например, детский и юношеский хор при нашем оперном театре. Официальные занятия проводятся тоже только один раз в неделю, но за счёт дополнительных репетиций перед выступлениями, которые проходят почти каждый день и по несколько часов, хор добивается немалых успехов. Как уже упомянуто, принцип такой: хочешь – делай и добьешься своего в любых условиях, не хочешь – не делай, и никто тебя заставлять не будет. Это принцип всей учёбы в Германии. Лучше это или хуже, чем в Украине, сказать, по-моему, нельзя. Каждый предпочитает и выбирает разное. В каждой стране, в каждой школе, больше внимания придают разным вещам. И это естественно. Ведь хорошо, если есть выбор.
Ольга Грицкая
Для сайта www.economics.kiev.ua
13.08.2009
|