Новая социально экономическая формация. Часть вторая: конвенция и сотрудничество

Автор mkz, июля 04, 2009, 06:22:57

« назад - далее »

mkz

Второй верховный принцип социума — конвенция.
   Следующей формой социальных отношений, как мы знаем, стал феодальный строй. Принцип феодализма заключался в следующем — феодал получал не весь продукт, произведённый его людьми, а некую фиксированную часть, налог. Остальное же принадлежало крестянину. Феодал использовал налог для обеспечения военной защиты крестьян.
   Как и рабство, феодализм возник в самом низу социальной пирамиды. Производство продуктов стало настолько сложным, что рабовладелец просто не мог достаточно эффективно управлять всем этим процессом. Поэтому непосредственное управление хозяйством было отдано крестьянам, а феодалы сосредоточились непосредственно на войне, которая отныне велась уже не с целью порабощения, а с целью расширения налоговой базы, которая увеличивала экономическую мощь, а количество крестьян непосредственно увеличивало и  военную мощь.
   На закате Римской империи многие рабовладельцы добровольно отпускали своих рабов, заключая с ними соглашение, конвенцию — о том, что они получают свободу и защиту, а за это должны отдавать фиксированную часть своих доходов. Внешнее давление и внутренние восстания постепенно привели к тому, что данная форма отношений стала доминировать в фундаменте пирамиды. И основой отношений внизу пирамиды стали «деньги» - как мера силы при конвенциональных отношениях.
   Так-же как и рабовладение, феодальные отношения прошли долгий пусть от самого низа пирамиды к самому её верху. Наши отцы и деды ещё застали самый конец этого процесса — когда государства перешли от колониальных (по сути — рабовладельческих) отношений к неоколониализму (по сути — феодальным отношениям).
   А мы сейчас явились свидетелями финала этого развития — конвенциональные отношения стали верховным принципом социума. Война, военная мощь как таковая, более не являются верховных принципом. Даже просто в силу того, что в ядерной войне не будет победителей. И больше того, военные действия просто не в состоянии решить никаких проблем, что наглядно продемонстрировали все последние войны — в Афганистане, в Ираке и так далее. Даже если формально какая-то страна победила — это не даст ей никакого преимущества, лишь ухудшит её внутреннее экономическое состояние.
   Верховным принципом стал договор, конвенция. Главной ценностью стала стабильность и предсказуемость. А деньги ныне стали главной мерой силы. Что мы и видим на примере использования этой силы США, которые при помощи своей финансовой мощи поработили практически весь мир. И весь мир не в состоянии отказаться от этого — нам лучше было кормить США с их долларом, которые обеспечивали стабильность и функционирование мировой экономики, потому как без этой стабильности, без этих договорённостей, без этих конвенций — национальные экономики пострадают намного сильнее (в чём мы и имеем возможность убедиться на примере разразившегося финансового кризиса).

Третий верховный принцип социума — сотрудничество.
   Давайте попробуем применить вышеизложенную схему развития и попытаемся найти следующий верховный принцип социума. Схема такая — мы ищем некую форму отношения между людьми, которая сейчас возникает в самом низу пирамиды управления социума, социальной иерархии, более экономически выгодной, по сравнению с конвенцией. Конечно, этот поиск — лишь выдвижение гипотезы, проверить её правильность можно будет лишь тогда, когда следующий верховный принцип управления будет реально воплощён в жизнь, а пока это могут быть лишь догадки.
   Возможно, следующая форма социальных отношений — это сотрудничество. Возьмите типичную startup («начинающую», «инновационную») компанию. Они создаются на основе необходимости сотрудничества нескольких людей. Изобретатель — тот (те) кто придумал нечто новое, более эффективное и потенциально могущее принести большую прибыль. Но это изобретение необходимо ещё реализовать и продать. Поэтому необходимы организаторы (менеджеры) — те, кто организует производство. Необходимы те, кто будет изготавливать сам продукт, на основе изобретения (рабочие).  Нужны те, кто потом будет продавать этот продукт, общаться с заказчиками и так далее. В такой startup компании нет главного человека. Все участвующие в проекта являются главными, но на своём месте, своём участке работы. Это естественно — иначе такая фирма быстро разрушится, если изобретатель начнёт руководить, или менеджеры начнут продавать или заниматься изобретением или будут работать непосредственно на производстве.
   При рабовладении у раба отнимали весь произведённый продукт. При феодализме крестьянин отдавал фиксированную часть прибыли. А при капитализме рабочий получает фиксированную зарплату, и вообще говоря, ему не очень интересна прибыль компании в целом — ему интересна его конкретная зарплата. А в startup-ах члены команды получают фиксированный процент прибыли. Они объединены общим интересом — получить максимальную прибыль. И это объединяет их. Их объединяют общие интересы, на основе которых и возникает новая форма отношений между людьми — сотрудничество.
   Разумеется, эти отношения сейчас существуют только в самом низу социальной пирамиды управления. Для реализации любого startup-а необходимы деньги, финансы. И капиталист (финансист, банкир, инвестор) — является аналогом рабовладельца или феодала. Так же как крестьяне были вынуждены платить феодалу, который защищал их жизнь и имущество — так и нынешние рабочие вынуждены платить капиталистам, которые финансируют производство.
   И точно так-же эти отношения будут со временем расти, от самого низа пирамиды до её вершины. Ведь финансист более заинтересован вложить деньги в более выгодное (прибыльное) производство. А в startup-ах люди заинтересованы работать не за страх, не за фиксированную зарплату — а за процент от прибыли, и следовательно они заинтересованы в росте прибыли компании в целом, и на это будут направлены их усилия.
   Инвесторы же, поначалу, так же будут получать свой фиксированный процент прибыли. И этот процент может быть даже самым большим. Но со временем финансирование будет играть всё меньшую роль — ведь для изобретения, организации работы, реализации и продажи — финансирование как таковое далеко не всегда нужно. А когда и нужно, то в банках берут за кредит намного меньший процент, чем инвестор (который получает очень большие деньги за риск, а не за конкретную работу).
   Когда же мы можем ожидать массового перехода на эту новую форму социальных отношений, а не только в отдельных startup компаниях? Разумеется, когда для этого возникнут экономические предпосылки, то есть определённый уровень производительных сил. А именно — когда человек сможет жить не получая зарплаты. Тогда люди смогут свободно объединятся в подобные компании, где их положение и доход будет определяться не количеством внесённых денег, а их работой и квалификацией. Они смогут сколь угодно долго работать над своим производством нового продукта, а не вынуждены будут творить в свободное от основной работы время или идти в кабалу к инвестору.
   Возможно ли это сейчас? Однозначно — нет. Раб не будет работать, если у него над головой не будет свистеть плётка. А зачем, ведь он от этой работы ничего не получит! А будут ли работать люди сейчас, если им дать средства для нормальной жизни? Подавляющее большинство — нет, не будет. А зачем, если и так кормят, если есть крыша над головой! В таких условиях сейчас работать захотят очень немногие. Конечно, уровень жизни работающего человека будет значительно превосходить уровень жизни неработающего (но всем обеспеченного) человека. Но в нашей культуре этого почти нет, а в культуре западных стран стало только появляться представление о том, что не работать — это плохо, это стыдно, это недостойно человека. И дело даже не в том, что человек захочет получать намного больше денег и повысить свой уровень жизни за счёт работы. Ведь прежде, чем компания, в которой он будет работать за фиксированный процент, начнёт получать значительную прибыль — он будет вынужден, возможно долгие годы, жить как нищий. И при этом он будет работать в поте лица, а другие будут жить так-же, но не работая.
   То есть, для массового распространения этой новой формы отношений (сотрудничества) необходимы две вещи — экономические предпосылки (возможность жить не работая, удовлетворят свои биологические потребности), и культурные предпосылки (возможность пожертвовать качеством удовлетворения биологических потребностей ради более качественного удовлетворения социальных потребностей в будущем).
   Первая часть (экономическая), по видимому, невозможна без значительной автоматизации сферы производства и обслуживания. И если в развитых странах уровень автоматизации производства уже достаточно высок (хотя и недостаточен), то сфера обслуживания ещё почти не автоматизирована (не роботизирована). Возможно, значительный импульс роботизации даст быстро растущая сейчас проблема, связанная с тем, что продолжительность жизни значительно выросла, а рождаемость сильно упала. Вскоре на одного работающего будет приходится несколько пенсионеров, не считая других иждивенцев (инвалидов, детей и женщин занятых их качественным воспитанием). Один только домашний быт и уход за пенсионерами будет отбирать почти все производительные силы общества. И реально решить эту проблему можно будет только за счёт роботизации сферы обслуживания, включая продажу и доставку предметов первой необходимости, ведение домашнего хозяйства и так далее.
   Решение второй проблемы (культурологической) займёт, по видимому, намного больше времени, так как потребуется смена не одного поколения, прежде чем необходимость творческой работы войдёт в базовые и безусловные культурные ценности.