Мировая экономика Статьи по мировой экономике
  Новости
  Классические статьи по экономике
  Деньги
  Золото
  Нефть (ресурсы)
  США
  Демократия
  Ближний Восток
  Китай
  СССР и Россия
  Евросоюз
  Югославия
  Третий Мир
  Сельское хозяйство
  Производство
  Социальные вопросы экономики
  Образование
  Современная экономика
  Проблемы современной экономики
  Экономическая карта мира.
  Геополитика
  Государство
  Экономика будущего
  Наука
  Энергетика
  Международные фонды
  Всемирная торговая организация
  Катастрофы
  Терроризм
  Религия, Идеология, Мораль
  История
  Словарь терминов

Опрос
На Ваш взгляд Украина должна интегрироваться с
Евросоюзом
Россией
Или играть в "независимость" на транзитных потоках


Результаты

Спонсор проекта:
www.svetodiody.com.ua

  

Образование >> Образование в США >> Как изучают всемирную историю и сдают тесты американские школьники

Как изучают всемирную историю и сдают тесты американские школьники

Как изучают всемирную историю и сдают тесты американские школьники

Евгений Медреш,

директор гимназии ОЧАГ (г. Харьков),

эксперт Украинского Центра Тестовых Технологий

 

Постановлением №1095 от 25 августа 2004 г. Кабинет Министров Украины утвердил порядок и этапы введения системы внешнего оценивания и мониторинга качества образования для выпускников общеобразовательных школ и абитуриентов высших учебных заведений, которая была создана на основе тестовых технологий и апробирована в ходе идущего последние два года в Украине пилотного проекта.

Такое развитие событий не только радует сердца всех приверженцев независимого внешнего оценивания учащихся с помощью надежных и валидных тестовых методик и процедур, но и вселяет определенные опасения: для всех творческих проектов, которые переводятся в нормативно-законодательную плоскость, велик риск их осуществления не в парадигме «как лучше», а в парадигме «как всегда». Российские коллеги – разработчики ЕГЭ прекрасно поймут наши опасения.

К тому же стандартизованные тесты в качестве инструмента итогового оценивания и критерия академической успешности являются объектом серьезной критики, как со стороны заслуживающих уважения теоретиков, так и со стороны заслуживающих внимания практиков. Среди наиболее веских критических аргументов следует выделить такие:

·        образование не должно сводиться к натаскиванию на стандартные базы тестов,

·        индивидуальное творческое мышление тестами выявить нельзя, но погубить можно,

·        да и само успешное прохождение тестовых испытаний в большей мере отражает ситуативную способность и умение испытуемого сдавать тесты, нежели его глубокую образованность и развитие.

 

Все это побуждает задаться вопросом: «А как это делается у них, в иных образовательных системах и традициях», – не в качестве результирующей, но в качестве достаточно любопытной вспомогательной информации. Приведенные ниже материалы отражают практику применения в США Scholastic Assessment Test (SAT): World History.

 

***

 

как они  понимают «всемирную ИСТОРИю»

 

В Сша, как и в европейской академической практике, Всемирную Историю (World History) трактуют в качестве науки о развитии и изменении человечества, как достаточно органичной и единой системы, во всех частях земли и на всем протяжении исторического времени. В отличие от истории определенных наций или регионов мира, изучение всемирной истории фокусируется на целостной картине развития человечества. Исследователи всемирной истории задаются вопросом, какие события и процессы факторы изменений воздействуют на большие количества людей по всему миру. В качестве примеров подобных факторов изменений анализируются глобальные миграции, производственные технологии, развитие экономики, влиятельные духовные идеи, человеческое воздействие на окружающую среду.

В центре внимания при изучении всемирной истории находятся сравнительные исследования различных обществ и анализ межкультурных обменов и взаимодействий. Цель этих новых исследований состоит в том, чтобы выходить за пределы национальных государств или цивилизаций, развивать макроисторический подход.

Например, историческая тема «Колумб в мировой истории» не сводится к простому рассказу об открытии Христофором Колумбом Нового Света. Это ближе к расширенному повествованию об изменениях в мире, последовавшими за этим отдельным событием. Открытия Колумба, а точнее – Великие Географические Открытия, – повлекли за собой глобальные миграционные процессы, возникновение трансатлантической торговли, обмен людьми, болезнями, растениями, животными, а также идеями и жизненными традициями между человеческими обществами на четырех континентах. Так же, как история Соединенных Штатов представляется чем-то большим, чем история 50 отдельных штатов, мировая история больше, чем история отдельных цивилизаций, регионов и наций. Изучение глобального человеческого опыта основывается на известном принципе: «Целое больше, чем сумма составляющих его частей».

 

В предшествующее время изучение мировой истории, как признается, было сосредоточено на изучении истории отдельных наций, цивилизаций  и регионов в большей мере, нежели на изучении макроисторических процессов в мире. Сейчас ученые и исследователи стараются развивать новые подходы, призванные помочь перейти от знания отдельных историй к пониманию глобальных перспектив.

 

В последние годы в учебных курсах всемирной истории (как в старших классах школы, так и в университетах) внимание уделяется развитию следующих глобальных направлений:

1. Взаимообмен и взаимопроникновение изделий, идей и культурных традиций между различными человеческими обществами.

2. Последовательность (традиционность) и изменения на протяжении основных исторических периодов.

3. Изменения вследствие технологических и демографических факторов в их влиянии на людей и окружающую среду, например: прирост или уменьшение населения, болезни, промышленное производство, миграции, сельское хозяйство, войны.

4. Сравнение политических и социальных систем и их характеристик, изменения в этих системах в ходе их развития.

5. Взаимодействия и связи внутри обществ и между обществами.

 

 

как они  понимают «ИСТОРИЧЕСКую ГРАМОТНОСТЬ»

 

Историческая грамотность включает в себя знание содержания исторических событий и исторический анализ. От учащихся требуется не только иметь элементарные знания предмета, но и представлять, как историк изучает и освещает историю. Какие источники и свидетельства использует историк? Как работает историк с историческими источниками, чтобы выстроить аргументацию? Учащиеся должны знать, как возникло данное свидетельство, как его прочесть, истолковать. Это часто требует оценки точек зрения, понимание контекста и проверки выводов.

 

Здесь мы имеем дело с исторической методологией как в пределах непосредственно исторического текста, так и с учетом культурного и социального контекста, с объяснениями причинной обусловленности, с обсуждением источников и свидетельств и представлениями различных точек зрения. Визуальные документы и исторические карты также предназначены для становления целостного исторического мышления.

Ниже перечислены некоторые компетентности исторического мышления, которые учащиеся должны приобрести в процессе изучения мировой истории.

 

1. Хронологическое Мышление. Историки пытаются точно определять время и место исторического события. Затем они прослеживают изменения, следующие с течением времени после определенного события, пробуя выявить типичные паттерны и новации в процессе этих изменений. В мировой истории похожие исторические процессы имеют обыкновение происходить в разное время и в различных частях мира. Иногда какой-либо процесс изменений кажется случайно присущим только для одного места или периода времени. Историки могут задавать вопрос, как и почему эти события и изменения произошли.

Это помогло сформулировать вопросы культурного взаимообмена и взаимоотношений между различными регионами мира, – критически важные вопросы для формирования способности к интерпретации мировой истории. Проверка этого аспекта понимания истории часто включает вопросы, в которых нужно, чтобы учащийся разместил события в хронологическом порядке, выбрал утверждение или фактор, который не отвечает логике данного события или процесса, соотнес причины и последствия и показал, как те или иные процессы развивались в течение времени.

 

2. Историческое Осмысление Источников. Историки учат, как видеть прошлое глазами тех, кто жил в то время. Они знают, как читать различные виды источников и свидетельства, таких как документы, рисунки и картины, статистические данные, литературные произведения, как удерживать свидетельства и источники в историческом контексте.

Для изучающих всемирную историю это означает быть чувствительным и хорошо осведомленным по отношению к культурной структуре и системам мировоззрения различных обществ. Проверка этого часто состоит в просьбе сделать определенные выводы и заключения об авторе некоторого документа, или прокомментировать  визуальный документ, или дать интерпретацию времени и места.

 

3. Исторический Анализ и Интерпретация. С целью анализа, или обособленного рассмотрения, исторического развития, историкам присуща тенденция различать специальные области истории – политическую, экономическую, социальную и культурную. К примеру, учащиеся должны быть способны идентифицировать военные конфликты как часть политической истории, классы как часть социальной истории, идеи как часть культурной истории, а торговлю как часть экономической истории.

Относительно интерпретаций учащиеся должны осознавать многофакторные и разнородные причины, мотивы, интересы и события, которые формировали прошлое. В мировой истории особенно важно быть способным делать обоснованные сопоставления между различными влияющими факторами, видеть, что тот же самый результат (например, революция в сельском хозяйстве) возможно произошел по различным причинам в различных частях мира и с различными последствиями. Тест по всемирной истории часто исследует способность учащегося делать валидные и обоснованные сопоставления и идентифицировать интерпретации, основанные на ошибочном анализе.

 

4. Способы и Методы Исторического Исследования. Способы и методы исторического исследования включают в себя способность определить время и контекст исходя из данного артефакта (материального источника), способность оценить достоверность артефакта и способность моделировать вербальную аргументацию или рассказ, базирующийся на данном артефакте.

При изучении мировой истории это особенно важная способность, потому что не ко всем обществам и культурам применимы Западные (европейско-американские) подходы относительно исторических свидетельств и источников. Устные свидетельства, мифы и искусство являются важными источниками там, где недостает письменных свидетельств. Тесты в связи с этим также могут содержать задания сделать некоторые заключения на основании диаграмм, графиков, рисунков или письменных фрагментов.

 

5. Исторический Анализ Исходных Факторов и Принятых Решений. Историки должны уметь идентифицировать проблемы, c которыми сталкивались люди в прошлом и приходить к соответствующим выводам о действиях, которые были предприняты. В мировой истории это особенно сложная задача, поскольку общества, отличающиеся от нашего собственного, сталкиваются с иного рода проблемами и приходят к иного рода решениям относительно тех проблем.

Оценивая это, историки должны быть свободны от собственных идеологических уклонов и предубеждений и эрудированны в отношении традиций многих обществ. На экзамене эта способность часто проверяется с помощью вопросов, предлагающих объяснить, почему определенные  решения были сделаны в определенном времени и месте.

 

Тест по Мировой Истории должен быть способен проверить одну или несколько из этих компетентностей в каждом из своих заданий.

 

 

***

 

Ниже приведены образцы тестовых заданий по всемирной истории с кратким анализом верных и неверных ответов.

 

1. Какое из следующих утверждений было бы наиболее трудным для доказательства методами исторического исследования?

 

(A) Тихий океан в три раза больше, чем Атлантический океан.

(B) Уильям Гладстон был более эффективен как премьер-министр, чем Бенджамин Дизраэли.

(С) Суэцкий канал увеличил торговлю между Индией и Англией.

(D) Изобретение самолета изменило образ жизни людей в двадцатом столетии.

(E) Существовала небольшая оппозиция в Соединенных Штатах по отношению к тому, нужно ли сбрасывать атомную бомбу на Хиросиму.

 

Правильный выбор ответа - B, поскольку он выражает мнение. Другие четыре утверждения могут быть доказаны или опровергнут, используя исторические свидетельства и фактический материал.

 

2. Наиболее убедительные свидетельства о формах доисторической жизни людей пришли из Восточной Африки, потому что

 

(A) Теорией "Из Африки"  доказано, что все люди происходят из Африки.

(B) Археологи, в частности Лики, сконцентрировали свои усилия в Восточной Африке.

(C) Когда все континенты были объединены в Пангею, Африка была в ее сердце.

(D) Влажные, тропические области сохраняют человеческие окаменелости лучше.

(E) В системе древнейших стоянок ущелья Олдувай хорошо сохранилось огромное количество древнейших человеческих останков, форм жилья и орудий

 

Правильный ответ - E. Другие выборы - фактически или логически неправильные.

Выбор А неправилен, потому что теория "Из Африки" не была доказана. Выбор B неправилен из-за дефектной логики. Лики сконцентрировал свои усилия в этой области именно из-за обнаружения там доисторических окаменелостей, а не наоборот. Выбор C неправилен из-за хронологической погрешности: не было никакой человеческой жизни, пока намного позже не были сформированы континенты. Выбор D неправилен, потому что тропические области - одно из худших мест для сохранения окаменелостей, в то время как сухие или замороженные участки или области, покрытые вулканической золой - лучше.

 

3. Какой из следующих выводов, основанных на приведенных аргументах, является корректным?

 

(A) Цивилизация долины Инда с ее распланированными городами, водопроводом и общественными дренажными системами имела централизованную политическую власть.

(B) Системы ирригации, мосты, дорожное строительство и большие храмовые постройки указывают на активный рост населения в высокогорном районе, ныне известном как Перу.

(C) Египетские торговые товары, найденные на Крите и строительные конструкции, подобные тем, что были применены в Карнаке, указывают на торговлю между Минойцами и Египтянами торговали и на копирование Минойцами некоторых аспектов Египетской культуры.

(D) Изначальное дружественное отношение Монтесумы к Кортесу указывает на открытость Ацтекского общества иноземцам.

(E) Длительное предпочтение Мусульманами верблюда фургонам для транспортировки товаров по сухопутным торговым маршрутам Евразии показывает их сопротивление изменениям привычного уклада.

 

Правильный ответ - A. Распланированные города, система водопровода и общественные дренажные сооружения были бы невозможны без некоторых централизованных механизмов организации.

Выбор В неправилен, потому что системы ирригации, мосты, дороги и храмы не обязательно указывают на рост населения, хотя они очевидно отражают достаточно существенное население тех мест. Выбор С неправилен: в то время как подтверждается существование торговли, нет никаких свидетельств, чтобы установить, кто кого копировал. Выбор D неправилен, потому что случайно выдернут из исторического контекста. Монтесума приветствовала Кортеса в уверенности, что тот был возвращающимся богом Ацтеков Кецалькоатлем. Выбор E неправилен, потому что это вывод ущербен по логическим и фактическим причинам. Транспортировка верблюдами была дешева и эффективна, в то время как колеса фургонов требовали бы хороших дорог в преимущественно пустынной местности, так что не было никакой причины для изменений в этом отношении.

 

4. Свидетельства и данные о количестве погибших от «Черной Смерти» в Европе в тринадцатом столетии, с НАИМЕНьшей вероятностью могут быть найдены в

 

(A) Церковных записях.

(B) Личных дневниках.

(C) Налоговых отчетах.

(D) Газетах.

(E) Корабельных документах.

 

Правильный выбор ответа - D. Этот вопрос предполагает, что учащийся сможет  идентифицировать явное исключение среди этих пяти вариантов. Поскольку технология для печати газет не существовала в Европе в указанное время чумы, выбор D – такое исключение.

 

Вопросы, предлагающие определить исключение, основанное на явно негативном, ошибочном варианте, подвергаются серьезной критике у многих европейских экспертов по академическому тестированию, в частности, - у российских, украинских и литовских специалистов, и, как правило, исключаются из тестовых заданий в этих странах. Американцы же считают подобные вопросы крайне показательными и полезными, и в их тестовых испытаниях количество таких заданий составляет примерно одну четверть.

Вопросы с «негативным вариантом» могут также быть сформулированы, чтобы показать, что все нижеследующее является правдой, кроме…

Еще они помогают освоить по отношению к историческим исследованиям и суждениям, помимо слова ДА, не менее важное слово НЕТ. Подобные вопросы также помогают сформировать способность определять, какой ответ или угол зрения являются отличным, иным.

 

5. Рассматривая быстрое развитие и распространение Буддизма во время правления Ашоки, укажите, какое из следующих утверждений является НАИМЕНЕЕ правдоподобной гипотезой о том, почему это имело место?

 

(A) Распространению Буддизма способствовали торговцы, проникавшие по торговым маршрутам в новые области Индии.

(B) Буддизм апеллировал к угнетаемым и притесняемым слоям населения.

(C) Могущественный светский правитель обратился в Буддизм и поддержал его.

(D) Буддизм предложил новые формы духовного и культурного выражения.

(E) Буддизм во время правления Ашоки приобретал много новообращенных благодаря паломничеству и проповедям Сиддхартхи Гаутамы.

 

Ответ – Е. Формулирование гипотезы, основанной на исторических данных – один из ключевых навыков историка. Все выборы выше - возможные гипотезы, которые могут быть поддержаны теми или иными источниками, относящимися к указанному периоду кроме выбора E. Сиддхартха Гаутамa умер  приблизительно в 485 г. до н.э., намного раньше Ашоки, который правил Индией около 250 г. до н.э.

 

Тестовые задания 6 и 7 основаны на следующей цитате: "Враг наступает, мы отступаем; враг замедляется, мы беспокоим; враг останавливается, мы нападаем; враг отступает, мы преследуем".

 

6. Стратегии, изложенные подобным образом, могут наиболее близко описывать

 

(A) Средневековую войну.

(B) Окопную войну.

(C) Механизированную войну.

(D) Партизанскую войну.

(E) Осадную войну.

 

7. Стратегию которого из следующих военных лидеров НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНО поддержал бы автор приведенного высказывания?

 

(A) Гитлера.

(B) Филиппа II.

(С) Дуайта Эйзенхауэра.

(D) Наполеона.

(E) Хо Ши Мина.

 

Ответ на вопрос 6 - D, партизанская война, и на вопрос 7 - E, Хо Ши Мин.

Эта цитата из «Искусства Войны» Сунь Цзы описывает основные стратегии, которые читатель может определить, как наиболее полезные в партизанской войне. Знание стратегий Сунь Цзы было использовано в двадцатом столетии такими лидерами, как Мао Цзе-дун и Хо Ши Мин.

 

 

Еще несколько специфических примеров тестовых заданий «по-американски».

 

Соответствие.

Найдите для термина из левой колонки соответствующее ему определение из правой колонки.

 

1. Мустье                  A. Медно-каменный век, период между каменным и бронзовым веками

2. Кроманьонец      B. Древнейший человек

3. Неолит                  C. Кремневая культура эпохи неандертальских людей

4. Архантроп            D. Позднейший период каменного века

5. Энеолит                E. Человек современного физического типа

 

Последовательность.

Расставьте следующие события в хронологическом порядке.

 

Кубинский Ракетный Кризис;

Начало Второй Мировой Войны;

Коммунистическая Революция в Китае;

Большая Депрессия в США;

Война в Корее;

Падение Берлинской Стены.

 

Вопросы:

1. Расовые различия у людей, по мнению большинства современных ученых, являются следствием

(A) Происхождения от различных исходных наследственных типов.

(B) Различий в ДНК.

(C) Адаптации к окружающей среде.

(D) Изначального происхождения из Восточной Африки.

(E) Биологического диморфизма.

 

2. Ученые, которые изучают останки и свидетельства о жизни древних людей и народов, называются

(A) Антропологи.

(B) Палеонтологи.

(C) Археологи.

(D) Историки.

(E) Все вышеперечисленные.

 

3. Что из следующего перечислено в правильном хронологическом порядке?

(A) Неолит, Мезолит, Палеолит.

(B) Homo habilis, Homo sapiens, Homo erectus.

(С) Кроманьонец, Неандерталец, Синантроп

(D) Охота и собирательство, выращивание риса-сырца, подзольное земледелие

(E) Ни один из приведенных вариантов не расположен в правильном порядке.

 

4. Первый культивированный урожай в Китае был

(A) Маис.

(B) Просо.

(C) Пшеница;

(D) Ячмень.

(E) Маниока.

 

5. Для какого из следующих продуктов родиной было Восточное полушарие?

(A) Кукуруза.

(B) Картофель.

(C) Какао.

(D) Пшеница.

(E) Помидоры.

 

6. "Есть четыре основы королевской власти. Во-первых, королевская власть священна; во-вторых, она наследственна; в-третьих, она абсолютна; в-четвертых, она обусловлена здравым смыслом".

Франклин Л. Баумер

Этот проход выражает дух

(A) Инвеституры.

(B) Конституционной монархии.

(C) Теории «священного права королей».

(D) Абсолютизма.

(E) Теократии.

 

7. Под руководством айятолы Хомейни Иран стал

(A) Современным светским государством с однопартийной системой.

(B) Фундаменталистским суннитским государством.

(C) Государством с радикальным шиитским правительством, изолированным от его соседей.

(D) Военной диктатурой.

(E) Либеральной, ориентированной на Запад республикой.

 

***

 

И в заключение характерные рекомендации для американских учащихся

 

как успешно сдать тест.

 

1. Хорошо выспитесь накануне ночью.

2. Определите местонахождение Вашего тестового сертификата и уточните, где именно Вы проходите тест. Оставьте себе достаточно времени, чтобы добраться туда вовремя.

3. Возьмите с собой несколько хорошо заточенных карандашей №2.

4. Распределите Ваше время. Не задержитесь на трудных вопросах. Закончите тест, а затем вернитесь, чтобы заняться трудными вопросами.

5. Читайте вопрос полностью. Выберите ЛУЧШИЙ ответ. Слова "всегда", "никогда" и "только" часто бывают неправильными. Думайте о хронологии. Ответы часто бывают ошибочными, потому что они относятся к неправильному хронологическому периоду. В вопросах, содержащих КРОМЕ или НЕ, иногда бывает полезно перефразировать вопрос в позитивной формулировке. Пытайтесь находить подобия между двумя или тремя неправильными выборами, чтобы исключать другие.

6. Избегайте случайного угадывания. Ваш итоговый бал состоит из суммы правильных ответов минус одна четверть «стоимости» каждого неправильного ответа.

7. Отмечайте ответы ясно и тщательно.

8. Если Вы заканчиваете рано, перепроверьте ваши ответы.

 

Удачи!

Вече учителей

http://www.viche.org/5058

 














  


 
 [ главная Сборник статей по экономике Игоря Аверина © 2006-2009  [ вверх
© Все права НЕ защищены. При частичной или полной перепечатке материалов,
ссылка на "www.economics.kiev.ua" желательна.
Яндекс.Метрика