Мировая экономика Статьи по мировой экономике
  Новости
  Классические статьи по экономике
  Деньги
  Золото
  Нефть (ресурсы)
  Демократия
  США
  Ближний Восток
  Китай
  СССР и Россия
  Евросоюз
  Югославия
  Третий Мир
  Сельское хозяйство
  Производство
  Социальные вопросы экономики
  Образование
  Современная экономика
  Проблемы современной экономики
  Экономическая карта мира.
  Геополитика
  Государство
  Экономика будущего
  Наука
  Энергетика
  Международные фонды
  Всемирная торговая организация
  Катастрофы
  Терроризм
  Религия, Идеология, Мораль
  История
  Словарь терминов

Опрос
На Ваш взгляд Украина должна интегрироваться с
Евросоюзом
Россией
Или играть в "независимость" на транзитных потоках


Результаты

Спонсор проекта:
www.svetodiody.com.ua

  

Демократия >> Манипуляция сознанием >> Дефицит бензина или "революция пустых канистр"?

Дефицит бензина или "революция пустых канистр"?

Дефицит бензина или "революция пустых канистр"?


2007.11.14

Цены на бензин в России снова начали расти. На рынке почти не осталось свободного топлива. Если в ближайшие две недели положение не улучшится, цены на заправках, могут вырасти на 1,5-2 рубля за литр. Ситуация объясняется плановыми ремонтами на перерабатывающих заводах в сентябре и высокими ценами на мировом рынке. Участники рынка говорят о необходимости создания единого центра, который бы координировал график ухода НПЗ на профилактические работы.

По данным Росстата, потребительские цены на автобензин за неделю с 30 октября по 6 ноября в среднем по России показали максимальный с начала года прирост - 0,4%. При этом в следующие 7 дней в среднем по России стоимость А-80 и А-92 выросла еще на 0,7%, а дизтоплива - на 2%.

Темпы роста оптовых цен еще выше. За первую неделю ноября средняя оптовая цена на бензин Аи-92 выросла на 5,5%, дизтопливо - на 4,4%. 

Политолог Анатолий Баранов полагает, что ситуация на рынке топлива разительно напоминает "табачный кризис" в Москве в августе 1990-го года, который, по существу, стал экономическим прологом к драме 1991-го года. Тогда роль бензина в его влиянии на рост массвого недовольства политикой властей была существенно ниже, чем у табачных изделий, на производство и реализацию которых существовала государственная монополия.

"Табачный кризис" 1990-го года был спланирован просто и гениально - обычно на профилактику останавливался 1 раз в два года один из двух московских табачных заводов - либо "Ява", либо "Дукат". В этот период другой завод продолжал работать, плюс к тому создавался складской запас, в основном из болгарских сигарет. В 1990-м же году складской запас сигарет начали расходовать еще в мае, и когда в августе неожиданно остановились "на профилактику" сразу и "Ява", и "Дукат", в Москве просто не осталось сигарет и папирос вообще.

"Я очень хорошо помню, как вице-мэр столицы Иосиф Орджоникидзе, которому поручили "разруливать" ситуацию, показал две пачки болгарских сигарет и сказал, мол, вот все его личные запасы, а дальше хоть на стенку кидайся", - припомнил Анатолий Баранов.

"Для верности" на границе, в Чопе (тогда это был еще СССР) почему-то задержали несколько составов с болгарскими сигаретами, и они стояли там больше недели. Результат был ошеломляющий - многочасовые очереди, перевернутые и даже сожженные табачные ларьки, абсолютно бешеное население целого 10-миллионного города. Цены на сигареты у спекулянтов взлетели сразу с 30 копеек до 3-х рублей, и все равно, естественно, курева не хватало. Когда примерно через месяц ситуация вошла в нормальное русло, авторитет власти был уже ниже грязи, и буквально через 10 месяцев народ толпой побежал голосовать за первого президента Ельцина, первого мэра Гавриила Попова и за Собчака в Ленинграде. А еще через два месяца под общее ликование произошла "славная победа" 22 августа 1991 года, Горбачев фактически потерял власть, и Союз начал распадаться. А роль "табачного кризиса" в формировании массового недовольства властью осталась недооцененной историками, но специалистами в области создания кризисов, видимо, была не забыта.

"Табачный рынок сегодня диверсифицирован, и сформировать кризис, подобный случившемуся в 1990-м году очень непросто, - заметил по данному поводу анатолий Баранов, - а вот на рынке топлива наличествует естественный монополизм, и при колоссальном росте доли автомобильных перевозок в последнее десятилетие, тотальной автомбилизации населения дефицит топлива может привести к колоссальным кризисным явлениям, воздействовать на массовое сознание и даже смести власть. Случится ли революция пустых канистр? Да кто ж знает... А вот что она вполне может произойти, это очевидно".

http://forum.msk.ru/pda/news/403988.html

 














  


 
 [ главная Сборник статей по экономике Игоря Аверина © 2006-2009  [ вверх
© Все права НЕ защищены. При частичной или полной перепечатке материалов,
ссылка на "www.economics.kiev.ua" желательна.
Яндекс цитирования