Мировая экономика Статьи по мировой экономике
  Новости
  Классические статьи по экономике
  Деньги
  Золото
  Нефть (ресурсы)
  Демократия
  США
  Ближний Восток
  Китай
  СССР и Россия
  Евросоюз
  Югославия
  Третий Мир
  Сельское хозяйство
  Производство
  Социальные вопросы экономики
  Образование
  Современная экономика
  Проблемы современной экономики
  Экономическая карта мира.
  Геополитика
  Государство
  Наука
  Энергетика
  Международные фонды
  Всемирная торговая организация
  Катастрофы
  Терроризм
  Религия, Идеология, Мораль
  История
  Словарь терминов

Опрос
На Ваш взгляд Украина должна интегрироваться с
Евросоюзом
Россией
Или играть в "независимость" на транзитных потоках


Результаты

Спонсор проекта:
www.svetodiody.com.ua

  

США >> Федеральная резервная система США >> Федеральная резервная система США

Федеральная резервная система США

Федеральная резервная система США

История развития Федеральной Резервной Системы
 
Конгресс США, как высший законодательный орган страны, принял Закон о Федеральной Резервной Системе - Federal Reserve Act (некоторые отечественные источники называют его Федеральным Резервным Актом), знаменующий начало ее деятельности 23 декабря 1913 года в качестве рождественского подарка стране от новой администрации демократов.
Текст Закона о Федеральной Резервной Системе с поправками, внесенными до декабря 1976 г. включительно, и приложением, содержащим положения других законодательных актов, касающихся функционирования Федеральной Резервной Системы, можно получить в Совете управляющих Федеральной Резервной Системы. Общедоступными также являются Правила Совета управляющих Федеральной Резервной Системы и опубликованные толкования Совета управляющих Федеральной Резервной Системы.
Заинтересованность банковской системы США в учреждении центрального банка страны заметно возросла после банковского кризиса 1907 года. В это время несколько больших финансовых институтов были близки к банкротству и закрытию вследствие того, что банки в этот период испытывали существенные трудности в удовлетворении спроса вкладчиков, изымавших свои вклады и обращавших их в наличные деньги. Кроме того, небольшие банки в сельскохозяйственных районах страны в это время стремились получить от своих банков-корреспондентов в крупных городах значительные средства в наличных деньгах. Во время банковского кризиса сберегательные банки обычно требовали предварительные заявки на изъятие банковского вклада, а многие банки как в Нью-Йорке, так и по все стране, искусственно ограничивали обращение вкладов в наличные деньги. В тот период в течение нескольких месяцев наличные деньги продавались выше их номинала, что принесло экономической системе дополнительные и серьезные трудности.
В 1908 году Конгресс США принял так называемый закон Олдрича-Риланда (Aldrich-Vreeland Act), в своей сути потребовавший учреждения Национальной комиссии по денежному обращению, в функции которой вменялась разработка проекта организации центрального эмиссионного банка страны. Назначенная комиссия, состоявшая из 9 сенаторов и 9 членов Палаты Представителей, провела ряд слушаний, посвященных исследуемому вопросу, а также организовала обширные специальные исследования существа банковского дела как в США, так и в зарубежных странах. Материалы этих исследований оказались настолько всеобъемлющи, что итоговый отчет этой комиссии состоял из 23 увесистых томов.
В 1913 году Президент США Вудро Вильсон, несмотря на некоторую оппозицию идее учреждения центрального эмиссионного банка в США, ввел в финансово-экономическую практику США такой финансовый институт, как Федеральная Резервная система.
В начале своей деятельности основная цель Федеральной Резервной Системы состояла в помощи банкам в период банковских кризисов и биржевых лихорадок. Далее было установлено, что в описываемый период времени не существовало полностью удовлетворительных механизмов, обеспечивающих потребность банков в необходимом уровне ликвидности. Первоначально контроль за величиной банковского кредита, предложением денег и нормами процента не входил в компетенцию Федеральной Резервной Системы. В эту эпоху в финансово-экономических отношениях США господствовал золотой стандарт, и было принято считать, что количество золота, хранящееся в недрах банковской системы США, является механизмом, регулирующим количество денег, находящееся в обращении, и банковский кредит. Отцы-основатели Федеральной Резервной Системы в своих мечтах представляли центральный эмиссионный банк, который был бы способен обеспечивать эластичное предложение наличных денег и средств дисконтирования для коммерческих банков. Исходное положение, лежащее в фундаменте организации Федеральной Резервной Системы, основывалось на некоей кооперативной системе, в которой федеральное правительство США, банковская система, бизнесмены, предприниматели и рядовые потребители сотрудничали бы равноправно. Мысль о том, чтобы передать бразды правления финансово-экономической жизнью страны в руки федерального правительства, появилась несколько позже. Первоначально Законом о Федеральной Резервной Системе 1913 года детальная разработка взаимоотношений между двенадцатью Федеральными Резервными банками и Федеральным Резервным советом (переименованным в 1935 году Совет Управляющих Федеральной Резервной Системы) не предусматривалась.
С 1914 по 1922 годы официальные представители двенадцати Федеральных Резервных банков периодически проводили консультационные встречи и совещания, на которых разрабатывались направления развития денежно-кредитной политики и принимались соответствующие решения. В те далекие годы становления Федеральной Резервной Системы ряд общественно-политических факторов позволил Федеральным резервным банкам удержать главенствующую роль а этой организации: весьма популярное в первой четверти двадцатого века противодействие контролю и управлению страной из единого центра, изоляция Вашингтона (т.е. федерального правительства) от важнейших финансовых рынков США, а также сама фигура Бенджамина Стронга — управляющего делами Федерального Резервного банка Нью-Йорка – сохранявшего несомненное лидерство в Федеральная Резервная Система.
До тридцатых годов непрерывный конфликт и конфронтация разъедали отношения между Федеральным Резервным Советом в Вашингтоне, округ Колумбия, и двенадцатью Федеральными Резервными банками. Затем Совет Управляющих Федеральной Резервной Системы постепенно стал решающей и наиболее авторитетной структурой в этой организации.


Организационная структура Федеральной Резервной Системы


Федеральная Резервная Система состоит из рабочих органов трех уровней — Совет Управляющих Федеральной Резервной Системы; двенадцать Федеральных Резервных банков и приблизительно 6.000 банков-членов Федеральной Резервной Системы. Кроме того, в Федеральную Резервную Систему входят как составная часть два комитета: Федеральный Комитет Открытого Рынка (ФКОР) и Федеральный Консультационный Совет.

Совет Управляющих Федеральной Резервной Системы


Совет Управляющих Федеральной Резервной Системы состоит из семи постоянных челнов, назначаемых Президентом США с одобрения Сената. Обеспечивается равное представительство членов Совета Управляющих от различных округов Федеральной Резервной Системы. Каждый гражданин США, занимающий пост в Совете Управляющих Федеральной Резервной Системы, может исполнять свои обязанности полный срок, составляющий 14 лет и не превышающий эту цифру, однако имеет право подать в отставку ранее, доработав текущий двухлетний семестр (term), либо несколько продлить свое пребывание в должности за счет «дополнительных» семестров. Семь членов Совета Управляющих — это единственные официальные лица Федеральной Резервной Системы, назначаемые и утверждаемые в должности Президентом США. Кроме того, влияние Президента США на эти вопросы несколько ограничено: в случае если члены Совета Управляющих исчерпали сроки своего пребывания в этом органе (за исключением случаев смерти либо отставки кoro-либо из них), Президент может назначить лишь двух новых членов Совета за свой четырехлетний срок пребывания у власти. Однако, на практике отставки членов Совета Управляющих Федеральной Резервной Системы не столь уж нечасты. Дж. Картеру за первые три года своего президентства пришлось назначить четырех новых членов Совета Управляющих, а Р. Рейган, правда проведший в Белом Доме два срока, заменил шестерых из этой «великолепной семерки».
Совет управляющих Федеральной Резервной Системы возглавляет председатель и его заместитель (вице-председатель). Президент США утверждает кандидатов на эти посты на четырехлетний срок. Своеобразный рекорд принадлежит здесь председателю Совета Управляющих Федеральной Резервной Системы Вильяму Мартину, который исполнял эти обязанности с 1951 по 1970 годы, отработав полный 14-летний срок и еще несколько семестров, и утверждавшийся в этой должности Президентами США Труменом, Эйзенхауером, Кеннеди и Джонсоном. Лишь в январе 1970 года Президент США Ричард Никсон назначил на его место Артура Бернса, чья кандидатура на этот пост не устроила Президента Картера,— Артура Бернса сменил Вильям Миллер; в 1979 году В. Миллер занял пост секретаря Государственного Казначейства США , а его заменил Пол Уолкер.
С августа 1987 года пост председателя Совета Управляющих Федеральной Резервной Системы занимает Алан Гринспен. Управляющие и члены советов директоров независимых государственных агентств,— таких, например, как Комитет по межштатному транспорту и торговле или Федеральная торговая комиссии — формируются из представителей обеих политических партий (подразумевается Республиканская и Демократическая партии). Таких ограничений в Совете Управляющих Федеральной Резервной Системы нет, и, вследствие этого, политические пристрастия, либо антипатии членов этого органа могут сильно влиять на выбор между непопулярной в массах жесткой денежно-кредитной политикой, сколь необходимой она бы ни была, и гибкой политикой в сфере денежного обращения, что всегда привлекает симпатию.
Существует вероятность того, что члены Совета Управляющих Федеральной Резервной Системы могут сознательно и в ущерб экономических интересам страны уклоняться от проведения жестких денежно-кредитных мероприятий, если это способно сильно повредить репутации и популярности их политических единомышленников и товарищей по партии. Члены Совета Управляющих Федеральной Резервной Системы в своей деятельности опираются на очень значительный штат сотрудников - экономистов, юристов, инспекторов и администраторов. Два департамента Совета Управляющих поглощены исследованием лишь только процессов развития финансовых отношений в США и за рубежом; материалы этих работ, а также последние статистические данные, затрагивающие финансово-кредитные сферы, публикуются в ежемесячном периодическом издании «Федеральный Резервный Бюллетень».
Только Совет Управляющих Федеральной Резервной Системы обладает необходимыми полномочиями для установления уровня обязательных резервов депозитных учреждений, а также, как мы вскоре объясним, разделяет с Федеральными Резервными банками всю полноту ответственности по проведению операций на открытом рынке ценных бумаг и определению наиболее приемлемых банковских учетных ставок. За последние годы Совет Управляющих Федеральной Резервной Системы расширил масштабы своей деятельности по регулированию денежно- кредитных отношений в США за счет принятия таких законов, посвященных финансовой деятельности, как Закон о предоставлении достоверной информации в кредитовании. Закон о правильном погашении кредита и Закон о реинвестировании. Хотя контроль за нормами процента, распространяющимися на сбережения и срочные депозиты, все годы существования Федеральной Резервной Системы входил в прерогативу Совета Управляющих, знаменитый Закон о де регулировании депозитных учреждений и контроле за денежным обращением 1980 года избавил Совет Управляющих от выполнения большинства контрольных функций в этой сфере. Другой аспект контрольной деятельности Совета Управляющих Федеральной Резервной Системы — наблюдение за предельными требованиями по выдаче ссуд для приобретения ценных бумаг - в последнее время также утратил свою актуальность. В 1985 году Совет Управляющих Федеральной Резервной Системы рекомендовал Конгрессу США отменить подобный тип надзора за финансовой сферой.
Кроме деятельности внутри страны, председатель Совета управляющих является членом Национального совещательного совета по международным денежным и финансовым проблемам при правительстве США, куда входят руководители других соответствующих агентств США, председатель является также заместителем представителя США в Международном валютном фонде. В качестве члена делегации США на важных международных конференциях председатель представляет точку зрения центрального банка по вопросам международной финансовой и экономической политики.
Персонал Совета поддерживает тесную связь со своими коллегами в правительстве. Они имеют частые не официальные встречи со служащими таких учреждений, как Совет экономических консультантов, Министерство финансов, Учреждение по управлению, бюджету и экономическим проблемам, Аппарат контроллера денежного обращения, Федеральная корпорация по страхованию депозитов, Правление Федеральных банков по кредитованию жилищного строительства, Национальная администрация кредитных союзов.

Федеральные Резервные банки


Федеральные Резервные банки имеют в общей сложности 24 филиала в важнейших промышленных и деловых центрах США. Федеральная Резервная Система по сравнению с центральными эмиссионными банками других стран сильно децентрализована, что отражает сильнейшее противодействие любой концентрации экономической власти в едином центре в то время, когда закладывались основы Федеральной Резервной Системы. Кстати заметим, что даже сам термин «центральный банк» ни разу не фигурирует в первоначальном тексте Закона о Федеральной Резервной Системе.

Федеральная Резервная Система


Федеральная Резервная Система США состоит из 12 округов, выделенных по географическому признаку. Совет управляющих Федеральной Резервной Системы располагается в городе Вашингтон, округ Колумбия.

Роль и значение Федеральных Резервных банков


Каждый отдельно взятый Федеральный Резервный банк сам по себе играет важную роль в проведении и воплощении в жизнь определенной денежно-кредитной политики, несмотря на то, что руководство этими процессами в целом принадлежит Совету Управляющих Федеральной Резервной Системы. Во-первых, будучи членами Федерального Комитета Открытого Рынка, пять из двенадцати президентов Федеральных Резервных банков принимают самое активное участие в разработке и определении задач и тактических целей денежно-кредитной политики. Во-вторых, Совет директоров Федеральных Резервных банков намечает и вырабатывает определенный на конкретный момент уровень банковских учетных ставок,— один из основных параметров экономической системы, который представляется на рассмотрение и утверждение совета Управляющих Федеральной Резервной Системы. Кроме того Федеральные Резервные банки сделали важный вклад в разработку концепций денежно-кредитных отношений, регулирующих деятельность федерального Комитета Открытого Рынка. Большинство Резервных банков публикуют статьи и ежемесячные отчеты по текущим проблемам финансово-экономической жизни, причем ряд этих работ получает весьма широкое распространение. Участие всех Федеральных банков в разработке основных направлений денежно-кредитной политики обеспечивает равное представительство в решении этих вопросов от различных округов, а также поставляет в Совет Управляющих Федеральной Резервной Системы разнообразную информацию с мест, которая в ином случае вряд ли была бы доступна такому централизованному органу, как Совет Управляющих Федеральной Резервной Системы. Например, в конце шестидесятых — начале семидесятых годов федеральный Резервный банк Сент-Луиса сыграл важную роль, оказав соответствующее влияние на всю Федеральную Резервную Систему и способствовал тем самым переходу от гибкой денежно- кредитной политики к более жесткой. В конце семидесятых годов Федеральный Резервный банк Миннеаполиса сумел своими действиями убедить заинтересованный круг лиц в Федеральной Резервной Системы обратить повышенное внимание на значение и влияние эффектов ожидания в финансово-экономических сферах определенной денежно-кредитной политики, проводимой Федеральной Резервной Системой. В 1980-1982 годах экономическая модель денежного рынка, разработанная в Федеральном Резервном банке Сан-Франциско, внесла существенный вклад в понимание все Федеральной Резервной Системой значения отклонения величины параметра M1 на краткосрочных временных интервалах от пределов роста, рассматриваемых в качестве промежуточной цели денежно-кредитной политики. Федеральные Резервные банки оказывают решающее влияние на управление всей банковской сферой США. Эти функции включают в себя контроль и инспекцию деятельности 1000 банков-членов Федеральной Резервной Системы, 6000 банковских холдинг-компаний, корпораций, чья деятельность подпадала под юрисдикцию Закона Эджа , филиалов и представительств иностранных банков в США.
Кроме того, Федеральные Резервные Банки предоставляют кредиты банкам, испытывающим финансовые затруднения. Цель подобных мероприятий состоит в обеспечении стабильного финансового окружения и изоляции банков, испытывающих трудности, дабы предотвратить возможный в этих обстоятельствах кризис доверия. Последней областью ответственности Федеральных Резервных банков является обеспечение целого ряда финансовых услуг. Они включают в себя обработку чеков, выпуск в обращение и прием наличных денег, продажу и хранение ценных бумаг федерального правительства США, телеграфные переводы денежных средств. Закон о де регулировании депозитных учреждений и о контроле за денежным обращением от 1980 года предписывает Федеральным Резервным банками взыскивать стоимость оказанных ими услуг, однако эти услуги ныне распространяются не только на банки-члены Федеральной Резервной Системы, но и на все остальные депозитные учреждения. Структура Федеральных Резервных банков. Федеральные Резервные банки можно классифицировать как некие «полугосударственные» корпорации, главным образом вследствие механизма выборов и назначений их директоров. Каждый Федеральный Резервный банк является корпорацией, обладающей чартером на право введения операций, выданным государственными органами власти, и, естественно, включающей в себя акционеров, членов совета директоров и президента.
Акционерами Федерального Резервного банка являются банки-члены Федеральной Резервной Системы этого округа, однако, они выбирают лишь шестерых из девяти директоров федерального Резервного банка (троих директоров первого ранга (class А), представляющих обычно банкиров-кредиторов, и троих директоров второго ранга (class В), представляющих ведущих представителей промышленных, либо сельскохозяйственных, фирм, активно использующих в своей практике заемные средства). Совет Управляющих Федеральной Резервной Системы дополнительно назначает трех директоров третьего ранга (class С) в каждый Федеральный Резервный банк. По первоначальному замыслу при организации Федеральной Резервной Системы считалось необходимым, чтобы они представляли в своем лице государственные органы и широкую общественность. Кроме того, директора третьего ранга не могут занимать в банке какой-либо иной пост. Совет Управляющих Федеральной Резервной Системы выбирает и назначает председателя совета директоров и его заместителя из числа директоров третьего ранга. Распределение прибыли, полученной каким-либо Федеральным Резервным банком в результате деятельности, также отражает отмеченный ранее характер его структуры. Каждый банк - член Федеральной Резервной Системы обязан приобрести в Федеральном Резервном банке своего округа некое количество акций на сумму, составляющую 3% его собственного акционерного капитала и нераспределенной прибыли; на законных основаниях эта сумма по требованию может быть увеличена вдвое. По мере роста акционерного капитала и прибылей коммерческого банка, он обязан приобрести большее количество акций, чтобы поддержать регламентированный трехпроцентный уровень. Дивиденды, выплачиваемые по этим акциям, ограничены 6%, и более чем 90% общего суммарного дохода Федеральных Резервных банков возвращается в Государственное Казначейство США. Основной целью деятельности Федеральных Резервных банков является не извлечение максимальной прибыли, а воплощение в жизнь и экономическую действительность США определенной денежно-кредитной политики и руководство многогранной финансово-экономической деятельностью Федеральной Резервной Системы.
Каждый из двенадцати Федеральных Резервных банков представляет еженедельный финансовый отчет об итогах своей деятельности в Совет Управляющих Федеральной Резервной Системы, который суммирует и обрабатывает поступающую информацию, а затем публикует в конце каждой недели. Федеральные Резервные банки субсидируют и поддерживают Межокружной Расчетный фонд, располагающийся в Вашингтоне и призванный регулировать и удовлетворять взаимные иски и претензии Федеральных Резервных банков, возникающие в связи с перемещением банковских вкладов из одного округа Федеральной Резервной Системы в другой.

Банки-члены Федеральной Резервной Системы


Согласно принятому законодательству все национальные банки США обязаны поддерживать свое членство в Федеральной Резервной Системе, кроме того ряд банков штатов добровольно изъявили желание вступить в Федеральную Резервную Систему. Их просьба была удовлетворена. До 1980 года банки, принадлежащие к Федеральной Резервной Системы, имели определенные преимущества перед остальными банками и ссудосберегательными учреждениями. Имея статус банка-члена Федеральной Резервной Системы, соответствующий финансовый орган приобретал определенный престиж. Банки-члены Федеральной Резервной Системы имели право получать ссуды в Федеральных Резервных банков, заказывать, равно как и размещать, в этих банках наличные средства, пользоваться услугами Федеральной Резервной Системы, предоставляемыми при клиринге чеков, получать, наконец, необходимую консультацию по интересующим финансовым вопросам. Кроме того, банки-члены Федеральной Резервной Системы имели право пользоваться телетайпными линиями Федеральной Резервной Системы для перевода денежных средств. Справедливости ради надо отметить, что услуги по клирингу чеков не являлись исключительной привилегией банков-членов Федеральной Резервной Системы, так как банк, не принадлежащий к этой системе, имел право зарегистрироваться в Федеральном Резервном банке своего округа как «клиринговый банк». Закон о де регулировании депозитных учреждений и о контроле за денежным обращением 1980 года снял большинство различий между банками-членами и остальными банковскими учреждениями.
В семидесятые годы более 500 банков прекратили свое членство в Федеральной Резервной Системе, главным образом вследствие резкого роста рыночных норм процента в тот период. Высокий уровень рыночных норм процента резко поднял альтернативную стоимость требований к резервам банков-членов Федеральной Резервной Системы. Законодательный акт от 1980 года устранил различия в требованиях к резервам различных банков и депозитных учреждений. Переходный период, определенный на восьмилетний срок, очевидно решит возникшую проблему членства в Федеральной Резервной Системе.

Федеральный Комитет Открытого Рынка


Федеральный Комитет Открытого Рынка (ФКОР) определяет и направляет процессы купли-продажи ценных бумаг федерального правительства США Федеральными Резервными банками, то есть контролирует наиболее важный инструмент осуществления денежно- кредитной политики. Формально ФКОР был организован в 1935 году, хотя Федеральные Резервные банки создали некий орган, координирующий операции на открытом рынке ценных бумаг, еще в начале двадцатых годов. Ныне Федеральный комитет Открытого Рынка состоит из 12 постоянных членов: семь управляющих Федеральной Резервной Системы и пять президентов Федеральных Резервных банков. Председатель Совета Управляющих Федеральной Резервной Системы возглавляет этот орган, а президент Федерального Резервного банка поддерживает в нем постоянное членство в качестве вице председателя. Назначения на другие должности в Федеральном Комитете Открытого Рынка ведутся по весьма непростой схеме между остальными президентами Федеральных Резервных банков. Все 12 президентов Резервных банков обязаны присутствовать на собраниях Комитета; они принимают участие в обсуждении возникающих проблем, а семь президентов Федеральных Резервных банков (не вошедшие в число постоянных членов ФКОР) обладают правом совещательного голоса.
Время от времени раздаются недовольные голоса, заостряющие внимание широкой общественности на том обстоятельстве, что президенты Федеральных Резервных банков (который, заметим, ни назначаются на эти должности Президентом США, ни утверждаются в них Конгрессом США) имеют столь весомое влияние при решении важнейших государственных задач и проблем. Однако, на сегодняшний день все попытки уличить Федеральный комитет Открытого Рынка в нарушении законности и Конституции США не увенчались успехом.
Федеральный Комитет Открытого Рынка собирается на заседания восемь-девять раз в год для обсуждения экономического положения и принятия решений по вопросам текущей денежно-кредитной политики. На каждой встрече разрабатывается определенная стратегия текущих операций на открытом рынке ценных бумаг и директивой доводится до управляющего Системой текущих операций на открытом рынке (System Open Market Account), совмещающего этот пост с вице-президентством в Федеральном Резервном банке в Нью-Йорке. После этого Федеральный Резервный банк Нью-Йорка проводит в соответствии с принятым планом реальные закупки, либо продажи ценных бумаг Федерального правительства США через дилеров, специализирующихся в этой области и имеющих свои представительства в Нью-Йорке. Практика ФКОР по реализации принятых решений без какого-либо предуведомления широких кругов общественности сразу же вызвала резкую негативную реакцию — свои решения Федеральный Комитет Открытого Рынка обнародует на следующем собрании, эта задержка составляет около семи недель. Верховный Суд США рассматривал дело, в котором Федеральную Резервную Систему согласно Закону о Свободе Информации пытались обязать доводить свои решения до сведения общественности немедленно после из принятия. Однако иск был отклонен. Основным аргументом такого решения Верховного Суда явилось доказанное обстоятельство того, что раскрытие подобной информации уменьшает подвижность существующих норм процента. Инвесторы должны постоянно следить и предсказывать для себя планируемый курс денежно-кредитной политики. Если только их прогнозы оказываются ложными, резкий сдвиг процентных ставок помогает исправить допущенные ошибки.

Федеральный Консультационный Совет


Закон о Федеральной Резервной Системе предусмотрел образование некоего координационного органа для обеспечения связи между всей банковской сферой и Федеральной Резервной Системой. Этот орган получил название Федеральный Консультационный Совет. Он состоит из двенадцати членов, каждого из которых выдвигает и избирает из своей среды соответствующий Федеральный Резервный банк. Совет собирается 4 раза в год на совместное заседание с управляющими Федеральной Резервной Системы и обмениваются мнениями о широком спектре финансово-экономических и денежно-кредитных отношений. Члены Федерального Консультационного Совета доводят эту информацию до сведения Резервных банков в своих округах. Совет Управляющих Федеральной Резервной Системы не обязан выполнять рекомендации этого органа; отсутствие реальной власти в области денежно-кредитных отношений делает Федеральный Консультационный Совет органом, не привлекающим особого внимания общественности.

 
Кто вывел ФРС на орбиту


Во время практической организации Федеральной Резервной Системы в 1914 году Бенджамен Стронг занимал — вплоть до своей смерти, последовавшей в 1928 году, пост первого управляющего Федерального Резервного банка Нью-Йорка. Высшее исполнительное лицо в Федеральном Резервном банке в то время носило титул «управляющий», и лишь а 1935 году название было заменено на «президент». До тридцатых годов контроль над деятельностью ФРС был сосредоточен в Федеральном Резервном банке Нью-Йорка, а отнюдь не в Совете Управляющих ФРС, Вашингтон, округ Колумбия.
Блистательная карьера Бенджамена Стронга как финансового магната началась в «Бэнкс Траст компани» — большом Нью-Йоркском банке. Основной заслугой Бенджамена Стронга и по сей день считают создание высокоэффективной центральной банковской системы США на основании Закона о Федеральной Резервной Системе. Согласно Лестеру Чандперу, биографу Бенджамена Стронга, Закон о ФРС (Федеральный Резервный акт) «умалчивал о многих существенных деталях организации и изобиловал общими местами». Стронг как нельзя более удачно подходил для роли руководителя этого проекта; его богатейший опыт, вынесенный им из печальной памяти банковского кризиса 1907 года, способствовал глубокому пониманию всей важности и функциональной принадлежности центральной банковской системы. Его задача была нелегка — большинство финансистов США того времени скептически относились к созданию централизованной банковской системы а лице ФРС. Все свое время пребывания в должности он — не будучи, заметим членом Совета Управляющих ФРС — являлся самой модной фигурой и признанным лидером, формировавшим основные направления развития денежно-кредитной политики и финансовых отношений в экономической системе США. Совет Управляющих ФРС получил в Федеральной Резервной Системе реальную власть лишь в годы Великой Депрессии, после смерти Бенджамина Стронга.

 


Независимоcть ФРС


Федеральная Резервная Система функционирует как независимый орган Федерального правительства США. Законодательно установлено, что ФРС является рабочим органом Конгресса США, хотя Президент США и назначает членов Совета Управляющих ФРС, исходя из рекомендаций и заручившись согласием в Сенате. Будучи представителем Конгресса США, Федеральная Резервная Система лишь ему и подотчетная, то есть никаких обязательств перед органами исполнительной власти США не несет. Лишь Конгресс США может распустить и ликвидировать ФРС, если, конечно, сочтет такое решение целесообразным. Такое положение вещей отличает ФРС, скажем, от органов юстиции США, которые формировались на основании конституционных актов. Члены Конгресса США ревностно охраняют свою власть над Федеральной Резервной Системой от посягательств со стороны органов исполнительной власти и не устают напоминать вновь назначенным официальным лицам ФРС об их ответственности исключительно перед Конгрессом США. Члены Конгресса США зачастую публично опротестовывают вмешательство исполнительной власти в действия Федеральной Резервной Системы. Так, например, конгрессмен Райт Пэтмен, в бытность свою председателем комиссии Конгресса по банковскому делу и денежному обращению, организовал ряд слушаний в Конгрессе по этим поводам.

Отчеты конгрессу США


Являясь органом Конгресса США, Федеральная Резервная Система представляет в Конгресс ежегодный отчет о своей деятельности, а также, по требованию Конгресса США, регулярно передает и иную информацию. За всю историю Федеральной Резервной Системы ее отношения с Конгрессом складывались далеко не формальным образом. В 1975 году контроль со стороны Конгресса за деятельностью ФРС был усилен: председатель Совета Управляющих ФРС с этого момента на регулярной основе начал консультации с соответствующими комиссиями Конгресса для обсуждения текущих экономических проблем, тактических и промежуточных целей денежно-кредитной политики и планов ее воплощения в жизнь. Эти мероприятия привели к более тесному контакту и сотрудничеству между Конгрессом США и Федеральной Резервной Системой. Закон о реформе Федеральной Резервной Системы 1977 года и Закон Хэмфи—Хоукинса 1978 года (Закон о Полной Занятости и Сбалансированном Росте) обязали ФРС представлять отчетные материалы Конгрессу США по ряду основных позиций и параметров денежно-кредитных отношений каждое полугодие. По Акту о полной занятости и сбалансированном росте от 1978 года дважды в год ФРС представляет сенатскому Комитету по банковскому делу, жилищным вопросам и городскому хозяйству, а также Kомитету палаты представителей по банковским делам, финансам и вопросам городского хозяйства цели Системы в финансовой и кредитно-денежной политикe, прогнозы относительно экономической деятельности, анализ взаимосвязи между денежно-кредитными и экономическими целями и политикой администрации и Конгресса.

Точка зрения противников независимости ФРС


Существует и другой взгляд на сложившееся положение вещей: ряд экспертов и наблюдателей без особого восторга признают «независимость» Федеральной Резервной Системы, считая, что силой, направляющей деятельность ФРС, должна быть власть исполнительная, а отнюдь не законодательные органы. Основной их аргумент в это споре — это обеспечение бесконфликтности денежно-кредитных мероприятий с иными (например, налогово-бюджетными) мерами федерального правительства, направленными на предотвращение инфляционных процессов и обеспечение полной занятости. До принятия Закона о Банках 1935 секретарь Государственного Казначейства США и Государственный Контролер денежного обращения обладали правом неофициального членства в Совете Управляющих ФРС; указанным законодательным актом подобная практика была отменена. Позднее, в восьмидесятые годы, в Конгрессе начали раздаваться призывы возвратить секретаря Государственного Казначейства в Совет Управляющих ФРС. Несмотря на юридическую независимость от исполнительных органов власти федерального правительства, вполне разумно и очевидно предположить, что Федеральная Резервная Система проявляет чувствительность и должное понимание к проблемам и заботам исполнительной власти, наравне с другими департаментами и подразделениями федерального правительства США. Те, кто следит за действиями федерального правительства, несомненно заметили, что открытые конфликты с наиболее высокопоставленными официальными лицами, представляющие исполнительную власть, никогда не идут на благо руководителям того или иного департамента, либо организации. Некоторые полагают, что независимость Федеральной Резервной Системы должна строиться по образу и подобию отделения системы американского судопроизводства от малейшего политического давления со стороны правительственных органов. Такие взгляды зачастую находят поддержку в прессе, банковских сферах и даже среди официальных представителей ФРС. Однако, мало кто из здравомыслящих экспертов всерьез считает, что ФРС когда-либо была независима именно в этом смысле — скорее денежно-кредитная политика Федеральной Резервной Системы, гибкая или жесткая, оказывает, сколь это возможно, поддержку экономического курса Президента и членов Конгресса.

 

 

Операции на открытом рынке


Когда Федеральная Резервная Система делала свои первые шаги в экономической практике США, никто всерьез не рассматривал операции на открытом рынке в качестве некоего инструмента контроля экономических отношений. В это время ФРС приобретала ценные бумаги федерального правительства главным образом для того, чтобы заполучить достаточное количество приносящих прибыль активов, если доход от предоставленных Федеральными Резервными банками кредитов и ссуд оказывался по каким-либо причинам недостаточным. Большинство Федеральных Резервных банков сочли, что наиболее удобным местом проведения таких сделок является Нью-Йорк, и именно здесь в двадцатые годы неформальный комитет, составленный из представителей всех двенадцати Федеральных Резервных банков, начал координировать свои действия по ценным бумагам федерального правительства. Хотя практически сразу же после начала своей деятельности этот орган начал влиять на состояние экономической системы, компенсируя посредством соответствующей купли-продажи ценных бумаг, обращение золота в экономике и создавая дополнительные резервы для системы коммерческих банков, законодательно деятельность Федерального Комитета Открытого Рынка (ФКОР) была оформлена и легализована лишь после принятия Закона о Банках 1935 года.

Директивные распоряжения ФКОР


Федеральный Комитет Открытого Рынка руководит операциями на открытом рынке ценных бумаг. На своих собраниях члены ФКОР рассматривают сложившиеся экономические условия и определяют наиболее подходящую, по их мнению, денежно-кредитную политику и направления ее развития. После этого Федеральный Комитет Открытого Рынка готовит директивное распоряжение для Управляющего текущими операциями на открытом рынке, который одновременно является и вице-президентом Федерального Резервного банка Нью-Йорка. Это распоряжение не конкретизирует его дальнейшие действия, и Управляющий текущими операциями на открытом рынке сам принимает решение где, как и сколько приобретать, либо продавать ценных бумаг федерального правительства. Директивное распоряжение лишь очерчивает предлагаемое направление развития денежно-кредитной политики и устанавливает значения и уровни ключевых параметров банковской системы, таких как уровень свободных резервов, нормы продажи федеральных резервных фондов и ряд других параметров денежно-кредитных отношений. В свою очередь управляющий текущими операциями на открытом рынке предпринимает необходимые закупки, либо продажи ценных бумаг федерального правительства, необходимые для достижения поставленных в директивном распоряжении целей.

Управляющий текущими операциями на открытом рынке


Штат сотрудников Управляющего текущими операциями на открытом рынке совместно с группой хорошо зарекомендовавших себя дилеров, специализирующихся на торговле ценными бумагами федерального правительства, проводят операции на открытом рынке. Естественно, что, являясь полугосударственным учреждением, ФРС стремится извлечь из своих финансовых операций небольшую выгоду. Положим, что Управляющий текущими операциями на открытом рынке принимает решения о покупке, либо продаже ценных бумаг. Обычная процедура этой простой форвардной сделки выглядит так: Управляющий уведомляет штат своих служащих о принятом конкретном решении, его персонал одновременно обзванивает дилеров, предлагая к реализации ценные бумаги, либо узнавая предложения на них. После завершения контактов с дилерами отбираются наиболее выгодные предложения и варианты, которые затем и реализуются. Вся операция занимает около 30 минут. Объединенный балансовый отчет двенадцати Федеральных Резервных банков отдельно выделяет позицию «хранение ценных бумаг федерального правительства согласно соглашениям о продаже с обратным выкупом». Осуществляя подобную сделку, Федеральный Резервный банк Нью-Йорка приобретает ценные бумаги у дилера по контракту, который обязывает продавца выкупить эти ценные бумаги обратно по той же самой цене в заранее определенный срок в будущем, обычно составляющим 15 дней. Контракт обычно предусматривает возможность его пролонгирования. Обе стороны вправе прекратить действия соглашения об обратном выкупе практически без предуведомления, хотя ФРС никогда не испытывала в этом необходимости. Норма процента, взимаемая при заключении соглашения об обратном выкупе, соответствует существующим процентным ставкам федеральных резервных фондов. Технически заключение таких сделок выглядит следующим образом: Управляющий текущими операциями на открытом рынке связывается с дилерской сетью, выясняя кто из них продает ценные бумаги на этих условиях, а затем размещает общую сумму средств, затраченных на это приобретение. Такие соглашения помогают дилерам в обеспечении финансовыми средствами их запасов ценных бумаг, часть из которых временно продается Федеральным Резервным банком.

Информация по текущим операциям на открытом рынке
В конце каждой недели ведущие финансовые периодические издания публикуют сведения по балансовым отчетам Федеральных Резервных банков в разделах «Материалы ФРС» либо «Федеральный Резервный отчет». Закон обязывает ФРС предоставляет информацию и сведения для подобных публикаций. Для определения объема операций на открытом рынке достаточно сравнить балансовые отчеты за две недели. В отчетах не приводятся никаких комментариев о происходящих переменах.

Защитные и динамические операции на открытом рынке

Чаще всего ФРС предпринимает на открытом рынке ценных бумаг защитные операции, направленные не на изменения денежно-кредитных отношений, а для компенсации нежелательных изменений в структуре банковских резервов. При проведении динамических операций на открытом рынке ценных бумаг Федеральная Резервная Система покупает и продает ценные бумаги федерального правительства США, стремясь обеспечить стабильность функционирования экономической системы, либо инспирировать экономический рост. Например, до 1971 года потребовалось провести ряд защитных операций на открытом рынке, чтобы компенсировать наблюдавшийся с 1957 года отток золота из США. В 1957 году золотой запас Государственного Казначейства США составлял 22,9 млрд. долларов, а к 1971 году его объем сократился более чем наполовину. Если бы закупки ценных бумаг на открытом рынке не смогли бы компенсировать эти негативные явления, отток золота сократил бы денежную базу и всемерно ужесточил бы денежно-кредитные отношения. Далее рассматривается и ряд других факторов (например, изменения «флоута» или депозитов Государственного Казначейства в ФРС), которые в определенных случаях могут повлечь неприятные последствия для денежно базы, если их вовремя не нейтрализовать соответствующими операциями на открытом рынке. Каждый год Федеральная Резервная Система предпринимает комбинированные защитные и динамические операции на открытом рынке. Их размеры достигают огромных величин, например, в 1984 году общий валовой объем покупок и продаж ценных бумаг федерального правительства достиг астрономической величины в 800 миллиардов долларов, а чистый рост ценных бумаг федерального правительства, находящихся в распоряжении ФРС, составил 9 миллиардов долларов.

Сроки погашения ценных бумаг, реализованных на открытом рынке


В период с 1953 по 1958 годы Федеральный Комитет Открытого Рынка ограничивал свои операции на открытом рынке только векселями Государственного Казначейства и другими краткосрочными ценными бумагами, имеющими срок погашения не более года. Сторонники такой финансовой политики, получившей название «вексельной», указывали, что покупатели и продавцы, располагавшие информацией о конкретном типе ценных бумаг федерального правительства, на который направляются грядущие операции ФРС на открытом рынке, получали некоторое преимущество. Знание сроков погашения этих ценных бумаг существенно упрощает задачу предсказания последствий будущих операций на открытом рынке для дилеров и инвесторов. И по сей день основной объем операций на открытом рынке ложится на краткосрочные ценные бумаги, хотя ряд экспертов и считает такое положение вещей не всегда разумным и видит в нем некие искусственные ограничения. В начале шестидесятых годов Государственное Казначейство США совместно с Федеральной Резервной Системой попытались одновременно понизить нормы процента по долгосрочным ценным бумагам и облигациям путем их закупки и повысить процентные ставки по краткосрочным ценным бумагам, продавая их на открытом рынке. Такая финансовая политика получила название «твист операции» (operation twist). Такие мероприятия ФРС были призваны изменить положение кривой доходности, дабы стимулировать внутреннюю экономическую систему путем снижения долгосрочных процентных ставок, и одновременно привлечь иностранных инвесторов к вложению денежных средств в экономику США, повышая нормы процента на краткосрочные ценные бумаги. Однако в реальной экономической жизни такая финансовая политика мало способствовала повышению норм процента по краткосрочным ценным бумагам. Хотя в этой ситуации доходы по долгосрочным ценным бумагам и облигациям федерального правительства США упали, процентные ставки по закладным и облигациям корпораций не претерпели каких-либо существенных изменений. Финансовая политика «твист операций» не смогла оказать существенного влияния на экономическую систему, так как кроме целенаправленных покупок и продаж ценных бумаг на открытом рынке, нормы процента также зависят от целого ряда финансово-экономических факторов. Кроме того, учтем, что после того как денежные средства «впрыснуты» в банковскую систему, Федеральные Резервные банки не могут контролировать их дальнейшее использование, а когда эти средства изымаются из банковской системы, они не могут контролировать ситуацию на финансовых рынках.

 

Алан Гринспен


Алан Гринспен, вот уже более десяти лет возглавляющий Федеральную резервную систему США, - самый могущественный человек в мире. Даже более могущественный, чем президент США. Он никогда не произносит перед телекамерами больше двух фраз, но к ним затаив дыхание прислушивается весь мир. Он прекрасно знает, что главная добродетель главы любого центрального банка - умение не тревожить рынок и его весьма мнительных участников. Поэтому появляется Гринспен в выпусках новостей крайне редко. Точнее, в двух случаях: когда происходит кризис и когда резко меняется курс доллара. Так что чем меньше слышно о Гринспене, тем лучше для всех.
До сих пор Алан Гринспен никогда не проводил пресс-конференций, а интервью давал, лишь убедившись, что все диктофоны выключены. Перед телекамерами Гринспен умело отделывался весьма туманными фразами, которые можно толковать как угодно. В 1995 году, на следующий день после одного выступления Гринспена, ему принесли две газеты. В одной было написано: «Гринспен намекнул, что Федеральный резерв может снизить процентные ставки». Другая утверждала: «Гринспен выразил сомнение в том, что снижение ставок возможно». Тогда-то председатель Федеральной Резервной Системы и придумал фразу, которой с тех пор завершает выступления: «Если вам показалось, что я выразился слишком ясно, вы, должно быть, неверно меня поняли». Даже в конгрессе США, от которого во многом зависит судьба Гринспена и где, казалось бы, самое место блистать красноречием, он немногословен. Однажды конгрессмен задал ему вопрос, который в стенограмме занял 123 строки. Ответ уместился на трех.
Но суровый и неприступный вид Гринспен имеет только на официальных мероприятиях. Будучи не «при исполнении», он совсем другой - охотно играет в теннис и гольф с разными знаменитостями, в том числе и из media-мира, регулярно появляется на светских вечерах, причем почти всегда в обществе дам. Среди дам Гринспена немало незаурядных. Он был женат на актрисе Джоан Митчел. Потом его подругой много лет была Барбара Уолтерс, известная журналистка телекомпании АВС, которая однажды заметила: «Я никогда не слышала, чтобы Алан повысил голос - он невероятно терпелив». Ему свойственны и такие черты, как сдержанность, осмотрительность и даже некоторая прижимистость. Полгода назад 71-летний Гринспен женился на Андреа Митчелл, спецкоре компании NBC. Он предложил Андреа руку лишь через 12 лет после того, как отдал сердце, а на свадьбе был в старом синем костюме.
Однако нельзя не признать, что характер Гринспена как нельзя лучше соответствует стилю возглавляемого им учреждения. Федеральная резервная система - чрезвычайно закрытая структура с жесткой иерархией, и непосвященному очень трудно понять логику ее работы. Его пониманию доступен лишь результат. Как заметил один из ее сотрудников, Федеральная Резервная Система - это оркестр, которым управляет опытный дирижер. И это сравнение не случайно.
Гринспен родился в 1926 году в Нью-Йорке. Вскоре его мать развелась с отцом, биржевым брокером, и растила сына одна. То ли она была прекрасным педагогом, то ли природа наделила Алана феноменальными способностями, но уже в пять лет он производил в уме сложные математические вычисления и демонстрировал незаурядный музыкальный талант. Чему - цифрам или нотам - посвятить жизнь, Алан думал лет до двадцати. Порой ему удавалось найти компромисс. В середине 40-х, почти одновременно окончив колледж и музыкальную школу, Гринспен стал саксофонистом в джаз-банде. Специалисты утверждают, что играл он очень неплохо. Но все свободное время Алан занимался финансами оркестра. В конце концов бизнесмен пересилил музыканта - через год Гринспен ушел из джаз-банда, чтобы создать собственную консалтинговую компанию. Но прежде нужно было получить экономическое образование. Гринспен поступил в Нью-Йоркский университет, где в 1949 году стал магистром, а затем, уже в Колумбийском университете, некоторое время учился в докторантуре. И хотя степень доктора Гринспену присвоили лишь в 1977 году, его компетентность в области экономики ни у кого не вызывала ни малейших сомнений уже в середине 50-х. Особенно после того, как его консалтинговая фирма обосновалась на Wall Street.
За десять лет Гринспен стал миллионером и, казалось, напрочь забыл о прежнем увлечении джазом. На самом же деле все это время он поддерживал контакты со старыми партнерами по оркестру, и в 1966 году один из них представил Гринспена лидеру республиканцев Ричарду Никсону. Тот как раз готовился к президентским выборам и предложил Гринспену, который произвел на него самое благоприятное впечатление, возглавить подразделение политических исследований Республиканской партии. Так началась политическая карьера Алана Гринспена. В 1974 году, когда Никсон победил на выборах, Гринспен возглавил группу экономических советников президента. Ее главой он остался и при следующем президенте, республиканце Джеральде Форде. При демократе Джимми Кратере Гринспен на некоторое время ушел с политической авансцены, но с триумфом вернулся в 1987 году: республиканец Рональд Рейган назначил его председателем Федеральной Резервной Системы. О лучшем главе Центробанка не мечтал и новый президент, республиканец Джордж Буш.
Однако с некоторых пор республиканцы к Гринспену охладели. Всему виной поражение Буша на президентских выборах 1992 года. Незадолго до голосования случился «черный понедельник» на Нью-йоркской фондовой бирже. Всю ночь с понедельника на вторник Гринспен сидел на телефоне, пытаясь убедить крупных игроков в том, что у Федерального резерва достаточно наличных средств, чтобы выдержать бурю. Но на всякий случай он еще повысил процентные ставки. За повышением ставок последовал экономический спад и рост безработицы - к большому неудовольствию республиканской администрации Буша и избирателей, которые предпочли Бушу демократа Билла Клинтона. Но самое возмутительное, с точки зрения республиканцев, даже не эти действия Федерального резерва, а то, с какой легкостью Гринспен спелся с демократом - саксофонистом.
Глава Федеральной Резервной Системы стал часто появляться в Овальном кабинете Белого дома, Клинтон демонстративно подчеркивал свое полное согласие с действиями Федеральной Резервной Системы, и в итоге к началу новых президентских выборов этот дуэт добился рекордного экономического роста в США и самого низкого за последние 20 лет уровня безработицы. Последней каплей, переполнившей чашу терпения республиканцев, стал прием в Белом доме, на котором Гринспен был замечен мило беседующим с Хиллари Клинтон, которую каждый порядочный республиканец считает олицетворением демократического зла. И тогда республиканцы решили, что Гринспен - человек без принципов. Но в одном они не усомнились ни разу: беспринципность главы Федерального резерва касается только политики. Когда речь заходит об экономике, Гринспен - образцовый сторонник традиционных американских (читай: республиканских) ценностей.
Уже несколько лет Гринспена единодушно признают лучшим в 20 веке главой Федерального резерва. Из тысячи американских топ-менеджеров, опрошенных журналом Fortune в 1996 году, 96% высказались за то, чтобы он и дальше возглавлял Федеральную Резервную Систему. Такой успех нельзя объяснить одним только экономическим ростом при невысоком уровне безработицы и крайне низких темпах инфляции, что во многом стало возможно благодаря политике Гринспена - банкира. Это еще и следствие хорошо известной принципиальности главы Федерального резерва. Он ни разу не был замечен ни в коррупции, ни в преднамеренном искажении фактов ради личной выгоды, ни в каких-либо других проступках, сплошь и рядом совершаемых руководителями других центральных банков или крупными игроками финансового рынка. При этом Гринспен строг не только к себе, но и к другим. Он, к примеру, не переносит, когда матерый биржевой игрок делает вид, что его больше всего заботит благо государства. Однажды Морт Закерман, владелец US News & World Report, на страницах своей газеты резко осудил Федеральную Резервную Систему за повышение процентных ставок. Газетный магнат, однако, не стал сообщать читателям, что важная часть его бизнеса - операции с недвижимостью и что снижение ставок и неизбежное при этом ускорение темпов инфляции ему чрезвычайно выгодны. Гринспен был возмущен: Закерман ради личной выгоды поднял руку на основной принцип Гринспена - предотвращение инфляции. Всем известно, что ради подавления инфляции Гринспен готов проводить самую жесткую денежную политику, даже в ущерб экономическому росту Одних это настораживает. Других пугает. Третьи откровенно недовольны. Но Гринспен выработал иммунитет к критике. Если председателю Федеральной Резервной Системы становится известно, что о нем написали что-то нелестное, он просто не читает статью. Зато Гринспен живо интересуется тем, что пишет Эйн Рэнд - одна из его многочисленных колоритных знакомых. Вслед за Адамом Смитом и Чернышевским эта дама русского происхождения пропагандирует разумный эгоизм. По мнению Рэнд, экономика функционирует лучше, если граждане преследуют в первую очередь собственные интересы. А разговоры о бескорыстном служении чему бы то ни было - полнейшая чушь. Если уж и говорить о служении, то о корыстном. Судя по всему, Гринспен оказался последовательным сторонником этой теории. Дело в том, что глава Федеральной Резервной Системы обязан ежегодно обнародовать сведения о составе своего портфеля ценных бумаг, чтобы у публики не возникало подозрений, что при принятии инвестиционных решений он использует инсайдерскую информацию. Так вот, в конце прошлого года Гринспен продал все имевшиеся у него акции и на вырученные деньги купил краткосрочные облигации американского казначейства. Естественно, когда об этом стало известно, очень многие последовали его примеру Что усугубило падение фондового рынка. Как бы то ни было, курс акций с тех пор упал, а гособлигаций - вырос, и Гринспен не то что не потерял, но даже выиграл. Теория Эйн Рэнд сработала. По крайней мере в части, касающейся личного благополучия.

 














  


 
 [ главная Сборник статей по экономике Игоря Аверина © 2006-2009  [ вверх
© Все права НЕ защищены. При частичной или полной перепечатке материалов,
ссылка на "www.economics.kiev.ua" желательна.
Яндекс цитирования